— Георгий Васильевич, как Беларуси и России поделить рынки внутри Союзного государства и за его пределами, чтобы между нашими странами не было конфликтов на этой почве?

— Если Беларусь и Россия начнут делить внутренние рынки, это будет неправильно. В экономике есть такое понятие, как недобросовестная конкуренция, а здесь вы вообще предлагаете вести речь о сговоре на уровне государств. Должны присутствовать элементы конкуренции, и она должна быть добросовестной.

Сегодня главные конкуренты для наших стран — зарубежные компании, которые во многом более высокотехнологичны и финансово стабильны. Их потенциал выше, чем у белорусских или российских компаний. С этой точки зрения Беларуси и России надо говорить о скоординированной позиции по защите от импорта. А делить рынки (Вологодская область для россиян, а Смоленская — для белорусов) — это уже негативное явление.

— Когда страны разрабатывают прогнозные балансы на поставку молочной или мясной продукции, это не деление рынков?

— Прогнозные балансы формируются с точки зрения насыщенности рынка, если брать российскую сторону. Но это скоро закончится: по прогнозу Российской Федерации, после 2020 года (максимум в 2025-м) они должны полностью перейти на отечественные продовольственные продукты, включая мясо-молочную продукцию. Это скорее забота о потребителе, нежели деление рынка.

Кроме того, это один из элементов согласованной позиции в рамках Союзного государства. Тут, скорее всего, квоту выделят белорусам, чтобы они имели шансы на российском рынке. К сожалению, он достаточно олигопольный: есть несколько компаний (если мы говорим о мясной продукции, это Национальная мясная ассоциация), которые достаточно эффективно через элементы лоббирования защищают свои интересы. А согласование балансов позволяет белорусам проникать на российский рынок, достаточно монополизированный, пролоббированный и зарегулированный.

— Если россияне таким образом защищают свою отечественную продукцию, а белорусы защищают свою, может, тогда лучше вести речь о защите продукции Союзного государства?

— О создании бренда Союзного государства говорится уже давно, но каждая сторона воспринимает это по-своему. Для белорусских производителей бренд Союзного государства — это возможность получить доступ без ограничений на российский рынок, потому что он для них большой и наиболее маржинальный. Но для России нет такого стимула торговать на белорусском рынке, и свой рынок они ассоциируют со своей страной, а не с Союзным государством. Похожая проблема (сейчас она уже менее актуальна) существует и на уровне белорусских регионов: например, Брестская область не хочет пускать к себе минскую продукцию, чтобы поддержать местного производителя. Это такой региональный, национальный эгоизм. Чтобы решить этот вопрос на межгосударственном уровне, необходим какой-то рефери — коллективный наднациональный орган.

— Насколько актуальна для наших стран скоординированная экспортная политика?

— Координация общей сбытовой позиции на рынках третьих стран — это действительно актуально. Такие попытки уже были предприняты. Потребители продукции у нас очень и очень схожи — это среднетехнологический и среднеценовой уровень. Мы там начинаем конкурировать сами с собой, но ведь фактически находимся в одной лодке.

С другой стороны, рынки, к сожалению, сужаются — это сегодняшний тренд. Мир переходит к новому технологическому укладу, а мы всё-таки выпускаем не самую передовую продукцию. Задача продвинуться в этом вопросе куда важнее, и она должна нас больше консолидировать, чем распределение или согласованная работа на национальных рынках.