От угроз США и НАТО перешли к уговорам. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в ходе пресс-конференции заявил, что с Турцией ведутся переговоры о продаже американских зенитных систем Patriot, а также систем ПВО SAMP/T (Италия, Франция). Однако вряд ли руководству НАТО следует слишком обнадёживать себя фактом переговоров, учитывая, что недавно Турция даже вывезла из США свой золотой запас. С их стороны это обычная форма вежливости.

Дело в том, что Турция уже не первая оказывается в такой ситуации. Санкционный закон CATSAA грозит встать на пути заключения контракта на продажу С-400 Индии. При этом в Индии отмечают, что США не могут предложить адекватной замены: «США не могут предложить Индии ничего, что могло бы сравниться с ракетной системой С-400. Но процессы намного сложнее. США готовы оспаривать или даже пытаться препятствовать сделке, чтобы с помощью таких инструментов, как Госдеп, Конгресс, Пентагон и др. пытаться проталкивать интересы своих частных компаний».

Изданию Bloomberg из своих источников стало известно, что Олег Дерипаска не собирается выполнять требования Минфина США (отказываться от контроля над компанией «Русал»). Очевидно, что это не решение последних дней: источники намекнули, что компания весь апрель активно занималась выработкой контрсанкционной стратегии. Однако события последних дней, в частности решение Glencore возобновить контакты с «Русалом», должны были обнадёжить руководство компании.


Воевать собирается не только Дерипаска. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности одобрил законопроект об ответных санкциях. На 15 мая намечено его первое чтение. Производители уже просят депутатов не горячиться. «Надо бы понять, что вообще такое прекращение сотрудничества в авиастроении? Понятно, что кооперация с зарубежными компаниями у нас остаётся. С канадским подразделением Pratt&Whitney мы работаем в плане двигателей. Поэтому, конечно, не хотелось бы, чтобы политические отношения двух стран влияли на бизнес негативно. Хотелось бы, чтобы к этому вопросу мы подошли разумно», — высказал своё отношение гендиректор корпорации «Вертолёты России» Андрей Богинский. Напомним, ранее представители «Энергомаша» указывали, что в случае разрыва сотрудничества в ракетной отрасли предприятие может лишиться половины выручки.

С той стороны тоже постепенно сдают назад и проводят тонкую подстройку введённых ограничений. Так, глава Пентагона Джеймс Мэттис попросил сенаторов сделать исключение для Вьетнама, Индонезии и Индии. Мотивацию этой просьбы понять несложно: это регион Юго-Восточной Азии, где сильны позиции Китая. Карательные меры в отношении этих стран за деловые отношения с подсанкционными российскими компаниями будут означать сближение с КНР.

О похожих исключениях для немецкого бизнеса поехала просить и Ангела Меркель.


Вообще же следует отметить, что американские санкции по воздействию на мировую экономику чем-то напоминают попытки Роскомнадзора заблокировать Telegram: в результате блокируется всё что угодно, кроме самого Telegram’а. Правда, мировая экономика, в отличие от интернета, оказалась куда менее устойчива к попыткам ручного управления. 

Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков осторожно пообещал показать образец белорусского электромобиля до конца 2018 года. О серийном производстве речь пока не идёт: «Если наш электромобиль не будет уступать по своим техническим характеристикам зарубежным аналогам, тогда будет ставиться вопрос о его производстве». Он подтвердил, что наиболее вероятный вариант для серийного производства — это конвейер «Белджи».

Электромобиля пока нет, а тариф на его зарядку уже есть. Он вводится с 1 мая и будет составлять 0,15693 рубля (без НДС) за 1 кВт·ч.

Строители Крымского моста полностью завершили монтаж его автомобильной части: уложен асфальт, сделаны разметка, освещение, система управления движением. Теперь около двух недель испытаний, и со второй половины мая в Крым можно будет попасть посуху. За строительством следим не только мы, но и космонавты — так выглядит мост из космоса: