— Президент Беларуси во время состоявшейся недавно встречи с экспертами и журналистами подробно высказался об отношениях с Россией, особенно о сложных моментах. На ваш взгляд, почему так часто всплывают экономические проблемы в белорусско-российских отношениях?

— В любых торговых отношениях — между Европой и США, между Востоком и Западом — всегда были и есть какие-то сложные моменты. Способность договориться — это найти компромисс. Поэтому я не вижу здесь особо страшных моментов, надо уметь договариваться, не более того. Это касается обеих сторон, никто здесь не в приоритете.

Экономика является фундаментом общества и любых взаимоотношений между странами. А если есть фундамент, то можно что-то строить на его основе. Но когда фундамент зыбкий, то здесь не до политических моментов, нужно в первую очередь решать экономические задачи.

— Много экономических задач приходится решать в рамках Евразийского экономического союза. Но многие считают, что он стал всё больше политизироваться и большой отдачи теперь ждать не стоит. Как вы думаете, есть ли у ЕАЭС будущее?

— У Евразийского экономического союза однозначно есть будущее. Евросоюз более 40 лет шёл к компромиссу и договорённостям. Мир показал, что только в объединении есть возможность добиться успеха. Не зря такая глобальная страна, как США, пытается в Тихоокеанском регионе найти вариант, чтобы расширить свои торговые возможности и сделать если не союз, то хотя бы ассоциацию, чтобы более успешно проводить торговые операции и экономически развиваться. Сейчас они пытаются создать зону свободной торговли с Евросоюзом.

А на пространстве ЕАЭС уже есть такая зона. Да, надо работать. Никто готовое на блюдце нам не подаст. Тем более мы проходим такой сложный этап, как становление страны. Все очень болезненно относятся к этому, вспоминая недостатки Советского Союза, хотя тогда было больше преимуществ. Но его развалили, совершили ошибку. У нас осталась история, и надо идти к лучшему.

— Конечно, в теории всё звучит красиво и перспективно. Но на практике опять ограничения, опять искусственные препятствия. Возможно ли вообще договориться, чтобы были соблюдены интересы каждой страны?

— Что касается ограничений, то это рабочие моменты. Конечно, они во многом негативно влияют на развитие Евразийского экономического союза. Но мы понимаем, что каждый из участников эгоистичен, кто-то больше, кто-то меньше. Эти моменты эгоизма надо преодолевать. Они случаются со всех сторон, каждый видит выгоду. Это неизбежно, к сожалению.

Здесь нужно найти мудрость и принять политически грамотное решение. Потому что ситуация глобальна: в геополитике происходят изменения, и не всегда к лучшему. По прогнозам экономистов и финансистов, грядёт очередной кризис. Каждая страна хочет лучше к нему подготовиться, сделать запасы, как любой хомячок, чтобы лучше пережить это время, затем вовремя рвануть и повысить благосостояние населения и страны, улучшить экономическое положение. Так что это всё естественно.