Продолжающийся военный конфликт в Нагорном Карабахе уже наглядно показал нам многократно возросшую важность беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на поле боя и даже больше — кардинальные изменения характера общевойскового боя, которые списали в утиль все тактические приёмы, накопленные человечеством за последние 70 лет. Что это за изменения и как к ним подготовилась Россия — расскажем в новом выпуске.

 

Многочисленные видеозаписи с карабахского фронта свидетельствуют о том, что Армия обороны Арцаха готовилась к войне по ещё советским боевым уставам, доводившим до совершенства практические итоги двух арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов: с массированием артиллерии, с капонирами и траншеями полного профиля, предпольем, картами огня, заранее пристрелянными реперами и создававшимся в течение 20 лет местным аналогом оборонительной линии Мажино.

Угроза с воздуха ожидалась только в виде обычных боевых самолётов, с которыми вполне успешно должны были справиться фронтовые ЗРК и системы ближнего радиуса. Но всё это оказалось крайне уязвимым перед оружием нового типа — беспилотными аппаратами.

Новые правила

Бои в Карабахе, а до того и в Сирии показали, что будущее за малыми БПЛА, а также барражирующими боеприпасами. По экспертным оценкам, за полторы недели боёв Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики потеряла больше половины имевшейся бронетехники, свыше 60 % артиллерии и большинство систем ПВО.

А главное, что азербайджанские войска хоть и с потерями, но всё же относительно малыми силами сумели прорвать тщательно подготовленную полосу укреплений.

Можно констатировать очевидный факт: в карабахском конфликте беспилотники полностью опрокинули всю прежнюю тактику общевойскового боя. Значит, больше не нужно засеивать позиции противника снарядами, пытаясь компенсировать дефицит точности попадания простым количеством выстрелов. Дроны радикально увеличивают эффективность огня, приближая её к идеалу «один выстрел — одно попадание». При этом беспилотники способны выбивать не только технику, но и уничтожать долговременные огневые точки и группы пехоты, в том числе укрытой в окопах и блиндажах.

Этот карабахский урок ещё предстоит усвоить всем армиям мира, но для России он не стал откровением, и мы уже шагнули далеко вперёд.

Ответ России

Мы уже рассказывали, что по количеству дронов армия России уступает только Израилю, но важно не только количество, но и умение эффективно управлять ими на поле боя. И вот на прошедших недавно учениях «Кавказ-2020» Россия демонстрирует новую тактику. Теперь мы умеем не просто объединять БПЛА в одну стаю и управлять ими, как одним живым организмом. Теперь мы научились объединять разные стаи, находящиеся за тысячи километров друг от друга, в единую систему управления. Такие стаи на учениях не только вели разведку, но и ставили помехи средствам связи условного противника, а также физически уничтожали цели, контролируя площадь в тысячи квадратных километров. Одним этим нововведением их эффективность, по оценкам экспертов, повышается на 40–50 %.

Теперь осталось насытить войска современными беспилотниками нового поколения. Министр обороны Сергей Шойгу пообещал, что до конца текущего года будут заключены контракты на поставку больших серий БПЛА как раз такого уровня. Об этом мы вам ещё обязательно расскажем. Но уже сейчас понятно, что Россия, благодаря сирийскому опыту, готовится и во многом уже готова к войне нового типа. Надеемся, она никогда не случится.