Российская армия провела учения с участием новейших танков Т-90М «Прорыв», действующих на т. н. «цифровом поле боя». Что это за поле, чем наша разработка отличается от американской и что доказал этот важный эксперимент — расскажем далее.


Одной из главных сложностей боевых действий является так называемый «туман войны» — дефицит информации о действиях противника и состоянии собственных войск, всегда сопровождающий командира любого уровня.

В начале 80-х Пентагону пришла идея оснастить всю технику датчиками и организовать сбор данных для их отражения на электронной карте в реальном режиме времени. Так появился проект Future Combat Systems, реализацию которого за 600 млн долларов поручили корпорации Northrop Grumman.

Результат армия США попробовала обкатать на практике во время войны в Кувейте. Потратив почти миллиард на развёртывание полевой мобильной связи, Пентагон действительно создал систему цифрового поля боя. В ней все сведения попадали в базы данных, автоматически превращались в целеуказания, которые ранжировались по степени важности и тут же передавались на батареи и эскадрильи, закреплённые за конкретными квадратами. Но, несмотря на то что в дальнейшем для усовершенствования системы США израсходовали ещё свыше миллиарда долларов, на выходе получилась только красивая платформа для отображения боевой обстановки на электронных мониторах высшего штабного уровня. Реально управлять боем с помощью этой штуки не получалось. Русские, как водится, пошли другим путём.

Важное преимущество

Если Future Combat Systems вылилась только в интерактивные электронные планшеты штабов стратегического уровня, то в России сумели создать ещё и автоматизированную систему управления тактического звена «Созвездие-М». Работы над ней начались в 2001 году, и к 2017 году она была готова.

Хотя наш комплекс минимально начинается с бригады, информацию для анализа ситуации на поле боя он собирает с уровня отдельного взвода, обрабатывая данные вообще со всего, что их в принципе способно собирать, — от всевозможных РЛС до интерактивных планшетов пехотного комплекса «Ратник».

При этом «Созвездие» не только информирует командование о текущей ситуации, но и автоматически вырабатывает по заложенным алгоритмам профили наиболее оптимальных решений, в том числе следя за уровнем текущей боевой нагрузки на все части и подразделения на данном участке, отрезке линии фронта или в локальном театре боевых действий с перенаправлением задач на менее загруженные узлы.

А это важнейшее и принципиальное преимущество перед американской системой.

На практике сетецентрический принцип управления минимум на 35-40 % повышает общую эффективность действий войск и почти втрое сокращает время реакции на любые изменения обстановки. Это позволяет заранее вырабатывать профили решений на угрозы, которые ещё только приближаются к зоне ответственности бригады — корпуса.

Сообщение об успешном тестировании танков Т-90М на совместимость с системой убедительно показывает, что, не афишируя это публично, российская армия проходит этап качественного преобразования. Теперь войска закупят 10 первых комплектов оборудования с перспективой в ближайшее время оснастить ими 50 соединений.

А между тем в кулуарах военные инженеры уже прозрачно намекают на то, что в «Созвездие» вскоре добавят и искусственный интеллект. Но об этом позже.