10 апреля в Речи Посполитой отметили десятилетие авиакатастрофы под Смоленском, унёсшей жизни 96 человек, среди которых были президент Лех Качиньский и его супруга Мария. Из-за эпидемии коронавируса размах и количество мемориальных мероприятий серьёзно уменьшили, но не отменили совсем.


В день юбилея председатель партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский возложил цветы к бронзовой скульптуре брата. Памятник установлен в центре Варшавы на площади Пилсудского, на ней также находится монумент жертвам Смоленской трагедии. У его подножия тоже появился венок от Качиньского. Вслед за ним погибших почтили премьер-министр Матеуш Моравецкий и маршал Сейма Эльжбета Витек. Затем группа высокопоставленных чиновников отправилась на военное кладбище, где покоятся пассажиры последнего рейса президентского Ту-154.

Лех и Мария Качиньские похоронены отдельно от них — в Вавельском замке в Кракове, старинной резиденции королей Речи Посполитой. Их могилы 10 апреля посетил действующий глава государства Анджей Дуда. Вечером он выступил с обращением к народу и сказал: «В Смоленске погибли лучшие из нас». В дополнение президент заявил, что, останься жив Лех Качиньский, Польша была бы сейчас другой.

В самом Смоленске побывала делегация, состоящая из сотрудников посольства в Москве. К памятному знаку на месте катастрофы они принесли цветы и зажгли свечи. Дань жертвам трагедии отдало и руководство Смоленской области, возложив венок от президента Российской Федерации. Об этом в польских СМИ сообщалось мало и скупо, и понятно почему — трагедию 2010-го в Речи Посполитой использовали для очередной антироссийской кампании.

«Дай уже нам, Господи, покоя»

На дворе ещё стоял февраль, а в Варшаве вовсю плели мутную интригу вокруг юбилея. Президент Дуда в Смоленск ехать не собирался, о чём проинформировала его канцелярия. Зато о намерении посетить РФ объявил премьер-министр Матеуш Моравецкий. Дело попахивало провокацией, поскольку совсем недавно глава правительства прямым текстом обвинял Владимира Путина во лжи. Параллельно шло нагнетание в медиасфере, журналисты и чиновники дружно стенали: неужели Россия не даст провести мероприятия на своей территории! Москва безмолвствовала, и её молчание объяснялось просто — от Варшавы не поступало никаких официальных обращений.

В начале марта Польша столкнулась с эпидемией COVID-19, и руководству страны вроде бы стало не до смоленской годовщины. Однако возня не прекратилась. Лететь в Смоленск решил Ярослав Качиньский, позднее о желании сопровождать лидера «Права и справедливости» заявил Матеуш Моравецкий. В связи с коронавирусом состав делегации сократили, и все должны были поместиться в одном самолёте (ранее планировалось задействовать три авиалайнера). Пару недель царила неопределённость, пока в первых числах апреля не выступил шеф канцелярии премьер-министра Михал Дворчик и не сообщил об отмене поездки Качиньского с Моравецким. Объяснение давалось следующее: «Россия не предоставила правительству однозначного ответа на логистические предложения этого визита».

То есть Москву сделали виноватой. МИД РФ реагировал очень резко. В комментарии министерства присутствовали совершенно несвойственные дипломатическому языку обороты. Вот характерная цитата: «Удивлены новым провокационным выпадом польских властей». И ещё: «Вместо признательности имеем теперь дело с вызывающей неблагодарностью, которая остаётся на совести польских политиканов, продолжающих спекулировать на святой теме погибших в катастрофе их граждан. Соответствующие выводы нами сделаны». В общем, получилось так, что в условиях эпидемии, карантина и перекрытия границ российская сторона приложила максимум усилий для организации визита, а с ней расплатились «вызывающей неблагодарностью».

Накануне 10 апреля в Польше вполне ожидаемо поднялась волна спекуляций на тему, почему случилась катастрофа Ту-154. Масла в огонь подлил лично президент Дуда.


В интервью британской газете Financial Times он сказал: «Учитывая наш исторический опыт с Советским Союзом, а позднее с Россией, мы привыкли к ситуации, когда Москва всякий раз, когда происходит трагедия, склонна обвинять людей, а не власти...»

Своими словами президент фактически поставил под сомнение результаты деятельности совместной комиссии Межгосударственного авиационного комитета и министерства обороны РФ, расследовавшей причины крушения Ту-154. А заключение чётко указывает на ошибку пилотов. Кстати, в комиссии работали специалисты двух стран — России и Польши.

В Речи Посполитой принять правду не могут, и в 2016 году с подачи Ярослава Качинского при Государственной комиссии по расследованию авиакатастроф появилась «смоленская подкомиссия» во главе с Антони Мацеревичем. Тогда он был министром национальной обороны, ныне заседает в Сейме, а вообще он рьяный борец с режимом Ярузельского, явно застрявший в 80-х, — антисоветизм и антикоммунизм по сей день остаются отличительными чертами Мацеревича. Подкомиссия трудится достаточно долго, и её руководитель постоянно обещает опубликовать отчёт. И так — год за годом.

В этот раз история повторилась: документ вот-вот будет, сулил Мацеревич, но потом заявил, мол, 10 апреля обнародовать отчёт невозможно, поскольку Страстная пятница и католическая Пасха. В общем, ждите позже. Периодически экс-министр приоткрывает завесу тайны и поражает всех сенсационными сведениями. Свежие откровения Мацеревича выглядят так: на борту Ту-154 произошли два взрыва, первый уничтожил крыло лайнера, от второго погибли пассажиры вместе с экипажем. По словам пана Антони, данный вывод сделали учёные из американского National Institute for Aviation Research, смоделировавшие траекторию падения президентского самолёта.


Мацеревич намекает на диверсию, хотя раньше он выдвигал куда как более экстравагантные версии. Например, когда-то глава подкомиссии говорил о российских спецслужбах, которые распускали над Смоленском искусственный туман. Из-за него воздушное судно потеряло управление и врезалось в берёзу.

Над Мацеревичем не стесняясь потешаются либеральные и оппозиционные СМИ. В частности, Gazeta Wyborcza вопрошает: если доказательства вины России неоспоримы, то почему Польша не обращается в международный суд? А главный редактор еженедельника Newsweek Polska Томаш Лис на очередные разоблачения бывшего министра отозвался короткой записью в «Твиттере»: «Дай уже нам, Господи, покоя». Мацеревич на критику не реагирует и продолжает гнуть свою линию.

В подобном духе действует и польский МИД. В день годовщины внешнеполитическое ведомство вновь потребовало от России вернуть обломки Ту-154. Официозное Polskie Radio попросило прокомментировать обращение МИД Пшемыслава Журавского вель Граевского, видного провластного политолога, являющегося одним из руководителей Национального совета развития при президенте Речи Посполитой. Эксперт безапелляционен: расследованию, проводившемуся российской стороной, доверять нельзя и фрагменты лайнера Москва не вернёт.

МИД РФ объяснил: уголовное производство по факту гибели Ту-154 не закрыто и уцелевшие детали имеют статус вещдоков.

По подсчётам Следственного комитета РФ, польские специалисты 40 раз подавали заявки на осмотр обломков и всегда получали к ним доступ. В последний раз сотрудники прокуратуры Речи Посполитой приезжали в Россию осенью 2019-го.

Юбилей трагедии под Смоленском прошёл, 13 апреля Польша отметила день памяти жертв катынских расстрелов. Нападок на РФ было относительно мало, и в основном они наблюдались в СМИ. Однако эмоциональных речей хватало. Директор Института национальной памяти Ярослав Шарек сказал, что палачи хотели «вырвать польскую душу».

Кроме того, он посетовал: современная Россия строит свою идентичность, опираясь на коммунистическое прошлое.

Затем траурные годовщины завершились, поляки вернулись к привычным занятиям и стали обвинять Кремль в раздувании паники вокруг коронавируса. Об информационных атаках говорил спикер министра — координатора спецслужб Станислав Жарынь. А ранее по теме выступил генсек НАТО Йенс Столтенберг. Зачем это России? Чтобы посеять в Польше хаос. Такой ответ дал Ежи Таргальский, эксперт из когорты политологов, работающих на партию «Право и справедливость».

«Это курьёзный документ»

Накануне и в дни смоленской и катынской годовщин солидарность с Польшей настойчиво демонстрировала Литва. Сейм принял резолюцию, осуждающую Россию за «исторический ревизионизм» (то есть за противодействие попыткам возложить на СССР ответственность за развязывание Второй мировой войны). Кроме того, министр иностранных дел Линас Линкявичюс написал письмо с выражением поддержки своему польскому коллеге Яцеку Чапутовичу.


А 10 апреля президент Литвы Гитанас Науседа через «Твиттер» обратился с посланием к Анджею Дуде: «Сегодня я молюсь за жертв Смоленска и Катыни. Наши мысли с Богом, господин президент, и с божьим народом! Не позволим переписывать историю!» Дуда, естественно, рассыпался в благодарностях, закончив пожеланием: «Пусть Бог вас благословит!» Причём Науседа молился в знаковом для поляков месте — в Остробрамской часовне в Вильнюсе.

С Литвой у Польши сейчас очень тёплые отношения, а вот если брать Евросоюз в целом, то здесь у Речи Посполитой всё сложно. Эпидемия серьёзно ударила по ЕС и даже поставила вопрос о его существовании. Слово «распад» произнесла Урсула фон дер Ляйен, председатель Еврокомиссии. Впрочем, она успокоила публику: угроза, мол, миновала. Однако развалом продолжают пугать президент Франции Эмманюэль Макрон и руководитель итальянского МИД Луиджи ди Майо.

Высказывается и другая точка зрения. Марек Правда, глава представительства Еврокомиссии в Польше, активно раздаёт интервью и утверждает, что распад ЕС присутствует исключительно в воображении политиков-популистов и по окончании эпидемии объединённая Европа станет ещё сильней. Между тем в Речи Посполитой ведётся активная кампания против ЕС. «Европейский союз находится в кризисе в течение 10 лет», «День за днём компрометирует себя…» — это типичные рассуждения государственных СМИ вроде Polskie Radio или TVP Info.

Совершенно не стесняются и чиновники. Недавно министр юстиции Збигнев Зьобро заявил: Евросоюз провалился по всем статьям. Президент Дуда выступает осторожнее, подчёркивая ценность пребывания Польши в ЕС, хотя и он упоминает о неэффективности и критикует Еврокомиссию. По мнению Дуды, она показала слабость перед лицом кризиса.

Чего добиваются варшавские начальники, становится ясно из интервью Ярослава Качиньского изданию Gazeta Polska. «Серый кардинал» Речи Посполитой уверен, что ЕС не справился с испытанием в виде эпидемии и нуждается в реформе.

Суть её такова: «Он (Евросоюз. — Авт.) должен быть организацией суверенных европейских наций, основанной на уставе Организации Объединённых Наций, в котором говорится, что государства-члены вне строго и точно обозначенных рамок сами решают свои дела и никто не имеет права в них вмешиваться».

Оппозиция стонет, подозревая Качиньского в намерении устроить «полексит» (аналог «брексита»). Реальность несколько иная. У премьер-министра Моравецкого нет ощущения близкого конца Евросоюза, о чём глава правительства поведал испанской газете El Mundo. Моравецкий — ставленник Качиньского и повторяет идеи, генерируемые председателем «Права и справедливости». А тот заявляет: «Союз — не государство в любом значении этого слова».

Соответственно, компетенция ЕС, согласно Качиньскому, должна ограничиваться экономическими вопросами и не более. То есть давайте деньги, а к нам не лезьте.

Пока «серый кардинал» делился прожектами, у Польши и Евросоюза возникла новая конфликтная точка. Ранее Варшава подвергалась критике за судебную реформу и отказ принимать беженцев из Азии и Африки, теперь в ЕС возмущены затеей провести президентские выборы путём голосования по почте. После внесения изменений в национальное законодательство обеспокоенность выразила зампредседателя Европейской комиссии Вера Юрова. А вице-спикер Европарламента Катарина Барли вообще потребовала передать дело в суд ЕС.

17 апреля состоялось заседание Европейского парламента. Депутаты приняли резолюцию, где давалась оценка планам Речи Посполитой организовать заочное голосование. Подобные выборы «могут угрожать жизни польских граждан и подорвать концепцию свободных, равных, прямых и тайных выборов, о которых говорится в Конституции Польши». Так считает Европарламент.

В Варшаве резолюцией ожидаемо возмутились. «Это курьёзный документ», — заявил шеф премьерской канцелярии Михал Дворчик, употребив заодно слова «ложь», «лицемерие» и «двойные стандарты». Шумно негодовали и депутаты «Права и справедливости». Тем не менее в решениях Европарламента имеется для Польши и кое-что приятное. В частности, Речи Посполитой дадут на борьбу с коронавирусом 7,4 миллиарда евро из фонда ЕС. На долю прочих стран остаётся 30 миллиардов, и выходит, что Польша получит больше, чем другие государства, хотя от эпидемии она пострадала не так сильно. В общем, щедрое финансирование от Евросоюза продолжает поступать, как и в прежние времена.

«Мы точно не покинем Европу»

В отличие от ЕС нынешние польские власти никогда не позволяли себе критиковать США. Вашингтон всегда был любимейшим союзником, и его всячески превозносили. Эпидемия и тут внесла коррективы. В середине марта готовность помочь Варшаве в противостоянии COVID-19 выразил Пекин. Чапутович побеседовал с главой диппредставительства КНР Лю Гуанъюанем, Польше пообещали выделить тесты, маски и защитную одежду.


Вскоре на популярном портале Onet появилась статья за авторством посла США Джорджетт Мосбахер. Текст был абсолютно разгромным. Китай в начале января уничтожил образец вируса, Пекин не предупредил об опасности, правительство КНР виновно в пандемии — таковы основные идеи Мосбахер. Посол даже привела афоризм Марка Твена: «Ложь может обойти полмира, пока правда надевает ботинки».


Лю Гуанъюань отреагировал молниеносно. Всё на том же Onet вышла публикация, где китайский дипломат заявил, что США пытаются переложить ответственность за собственные проблемы на КНР, и потребовал прекратить политические игры вокруг коронавируса. В тон Мосбахер Лю Гуанъюань процитировал выдающегося американского мыслителя XIX века Ральфа Уолдо Эмерсона: «Не тратьте попусту жизнь на сомнения и страхи».

Покуда послы вели на страницах польских медиа словесный поединок, президент Дуда провёл телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпинем. Китайский лидер заверил в выполнении заявок Польши на медицинское оборудование и материалы. В свою очередь президент Речи Посполитой предложил содействие в доставке грузов из Поднебесной в страны Центральной и Восточной Европы.

Затем начальник премьерской канцелярии Михал Дворчик сообщил о запуске воздушного моста, и 26 марта в Варшаве приземлился первый самолёт из Китая. В апреле к делу подключился самый большой транспортник в мире — украинский Ан-225 «Мрия». Встречать его приехал лично глава правительства Моравецкий.


Премьер-министр не скрывал восторга от гигантского воздушного судна. Благодаря Ан-225 Польша только за один рейс получила 80 тонн грузов, среди них 7 миллионов масок и несколько миллионов защитных комбинезонов. 17 апреля из КНР прилетел ещё один суперсамолёт — Ан-124 «Руслан». В тот же день Матеуш Моравецкий пообщался с китайским премьером Ли Кэцяном. Стороны обсудили дальнейшее сотрудничество, а председатель польского правительства заявил о готовности увеличить двусторонний товарооборот.

На этом фоне поддержка США своего верного союзника выглядит просто смехотворной. Госсекретарь Майк Помпео дал обещание, что Польша обязательно попадёт в число тех государств, которым Соединённые Штаты предоставят помощь, но вот поступит она «так скоро и эффективно, как мы сможем её оказать». А Джорджетт Мосбахер с гордостью написала в «Твиттере» о том, как американские фирмы, работающие в Речи Посполитой, пожертвовали больницам 110 тысяч масок.

Зато Мосбахер сосредоточилась на сопереживании полякам по поводу их годовщин и юбилеев. «2 апреля 2005 года мир потерял выдающегося человека, святого Иоанна Павла II. Президент Джордж Буш тогда сказал: "Мы всегда будем помнить этого скромного, мудрого и бесстрашного священника"», — так госпожа посол откликнулась на пятнадцатилетие со дня смерти римского папы, весьма почитаемого в Польше. Не прошли мимо Джорджетт смоленские и катынские мероприятия.

Тем не менее, несмотря на определённые трения, союз Соединённых Штатов и Речи Посполитой по-прежнему нерушим. 18 апреля Дональд Трамп позвонил Анджею Дуде и выразил признательность за «решительные действия в отношении безопасности 5G». С китайской сетью последнего поколения американцы продолжают воевать даже во время эпидемии. Дуда тоже ответил благодарностью — за присутствие военного контингента США в Польше. Кроме того, обсуждался коронавирус, и, по информации Кшиштофа Щерского, руководителя канцелярии президента, Вашингтон продемонстрировал открытость в вопросе поставок современных и быстрых тестов, выявляющих COVID-19. То есть согласие дано, однако без какой-либо конкретики. Впрочем, поляки и так счастливы — на них обратили внимание. Хотя, кроме Дуды, в тот день Трамп звонил главам Южной Кореи, Мексики и Бахрейна.

Пренебрежительное отношение к своим преданным вассалам характерно для американцев. В целом их политика остаётся неизменной и в разгар эпидемии. В начале апреля у постоянного представителя США при НАТО Кей Бейли Хатчинсон поинтересовались, не будет ли в связи с коронавирусом сокращён контингент в Польше. Хатчинсон ответила отрицательно и добавила: «Мы точно не покинем Европу».