Говоря о происходящем в политике США, журналист Констатин Сёмин, замечает:
«Двое неприметных с виду мужчин, о которых крайне важно вспомнить на этой неделе. Это американский сенатор Рид Смут и конгрессмен Уиллис Хоули. Соавторы одноимённого закона о тарифах, введённого летом 1930 года и сыгравшего малоизвестную, но колоссальную роль в мировой истории.
Акт Смута — Хоули, ставший реакцией бизнеса на приступ Великой депрессии, вводил заградительные пошлины сразу на 20 тысяч ввозившихся в США товаров. Самые высокие пошлины за сто лет. Тысяча видных экономистов умоляла президента Гувера не делать этого, а один из ближайших советников вспоминал потом: "Я практически встал на колени перед Гувером, чтобы он заблокировал закон. Ведь это неминуемо разожгло бы национализм по всему миру".
Именно с закона мормонского проповедника Смута в мировой экономике началась самая настоящая смута, серия торговых войн, переросших впоследствии в войну не торговую.
Всего за два года до этого экономический форум под эгидой Лиги Наций, проходивший тогда не в Давосе, а в Женеве, призывал политиков к большей открытости и снижению таможенных барьеров. Вышло ровно наоборот. Началась битва тарифов по принципу "глаз за глаз, зуб за зуб".
В смуту были втянуты 23 государства — от Канады до Германии и Италии, где в полном соответствии с прогнозом Лэймона штурвал окончательно перехватили националисты.
Дональд Трамп:
"Дошло до того, что наша страна не может обеспечить себя сталью и
алюминием. И давайте говорить прямо — если это так, без стали и алюминия
— у вас просто нет страны. Это другая страна. Нам это нужно для
обороны. Мы подпишем документ на следующей неделе. Мы защитим вас".
После фактического запрета на ввоз солнечных панелей и стиральных машин
введение 25% заградительных пошлин на импорт стали и 10% на импорт алюминия
— ещё один шажок к возвращению Америке статуса "снова великой".
Однако для этого, вопреки всем обязательствам перед ВТО, Америке придётся
сделать менее великими Китай, Евросоюз и много кого ещё. Да, именно так
выглядят теперь правила игры.
Дональд Трамп:
"Я не обвиняю другие страны. Слушайте, когда я был в Китае, я говорил председателю Си, я очень его уважаю: «Я не обвиняю тебя. Как я могу тебя винить в том, что тебе удаётся зарабатывать на нас 500 миллиардов долларов в год?» Кто-то же утверждал эти сделки. Хотя им и должно быть стыдно. Наша стальная и алюминиевая промышленность обезглавлены. Мы исправим это".
Сталь и алюминий — стратегические металлы. Накануне Трамп пояснял: "Мы не должны покупать сталь у тех, с кем воюем".
До сих пор Америка воевала, кажется, исключительно с террористами. Но ведь не террористы же продают ей сталь? Объявление торговой войны совпало с прибытием в Вашингтон спецпосланника из Пекина.
Форбс:
"Один из главных экономических советников китайского руководства Лю Хе посещает США, чтобы обсудить сотрудничество. Впрочем, кажется маловероятным, что Лю удастся изменить негативный настрой администрации Трампа по отношению к Китаю".
И вот гостя вместо хлеба и соли встречают ударом под дых. Трудно
сомневаться в том, что товарищи из Пекина не останутся в долгу. Многие
наблюдатели предполагали, что Лю приехал не просто так, а с задачей
разъяснить американцам смысл тектонических сдвигов, произошедших только что
в китайской политической системе.
ТАСС:
"Накануне обнародованы предложенные ЦК КПК проекты поправок в основной закон страны: руководство партии выступило с инициативой исключить из конституции положение о том, что председатель и вице-председатель КНР могут «занимать должность не более двух сроков подряд»... Это позволит председателю КНР Си Цзиньпину переизбраться на новый, третий, срок в 2023 году.
Система сложной и коллективной преемственности, исключавшая для руководителей возможность занимать высший пост больше двух сроков, сложилась благодаря Дэн Сяо Пину".
Она была результатом бурной и драматичной внутрифракционной борьбы, в результате которой партийные элиты красного Китая договорились не раскачивать лодку и не выдвигать из своей среды новых вождей, подобных Великому кормчему. И вот новый кормчий?
А китайский рыночный социализм обретает сильного, национально ориентированного лидера. Лидера, точно так же, как и Трамп, мечтающего видеть свою страну "снова великой".
Китай производит 800 миллионов тонн стали в год. И это крупнейший в мире производитель алюминия. То есть дело тут не в деньгах, а в национальной гордости. И действительно, в мире становится всё больше и больше желающих помериться этой гордостью».