Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин определил отношения РФ и США как необъявленную гибридную войну. По его мнению, лучшим свидетельством этого являются масштабы действий, предпринимаемых Западом в отношении РФ. Оставим в стороне двусмысленность формулировки главы СВР (гибридная война на то и гибридная — специально объявлять её нет нужды). В остальном же он совершенно прав. Мы на протяжении осени подробно обо всём этом писали, поэтому пройдёмся пунктиром: постепенное продвижение системы ПРО к границам России. По последним данным, ПРО будет иметь наступательный элемент, о чём всегда говорили в РФ и что всегда отрицали в США.

Наступательный элемент ПРО — возможность уничтожать ракеты противника противоракетами ещё до их (ракет) запуска. После такого апгрейда чисто семантически противоракеты теряют право на такое название, поскольку запускаются первыми.

Далее. Постоянные военные учения стран НАТО у границ РФ и РБ; усиление гарнизонов НАТО в Польше и Прибалтике под соусом ротации и постоянных учений. Инфраструктурное содействие усилению НАТО в регионе (все эти призывы строить мосты и дороги с оглядкой на то, чтобы танковые колонны НАТО смогли по ним пройти).  

Разумеется, элементом этой войны следует считать крупнейшие медиаскандалы этого года: «российские СМИ в США+российские хакеры», допинговый скандал

Довершают картину новая национальная стратегия США и прогнозы американских аналитиков. Согласно обоим источникам, РФ (наряду с Китаем) продолжает рассматриваться Америкой как противник. Со всеми вытекающими.

Уже хотя бы этим мы отличаемся от западного мира. В Кремле, по крайней мере в публичных высказываниях, основной враг — совсем не конкретная страна. «Основная опасность для стран СНГ исходит от международных террористических организаций, действующих в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке», — отметил президент РФ Владимир Путин на открытии Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств — участников СНГ.

Государственная программа вооружений в какой-то мере отражает потребности армии, исходя из определения террористов как главной угрозы. Скажем, российские конструкторы предлагают заводской вариант того, что в ходе сирийской кампании стало широко известно как «техничка» (вариант: гантрак): многоцелевую установку «САМУМ».

Фактически это та же спаренная ЗУ-23, которая так часто мелькала на кадрах из Сирии, а ещё раньше — из Ливии. С той лишь разницей, что там она монтировалась на пикапы Toyota или армейские грузовики.  


Возможно, в тактику регулярной армии такие боевые машины вписываются не вполне. Зато их всегда можно поставлять на экспорт союзникам на Ближний Восток. А главное — разработка такой техники безошибочно указывает, с каким противником собирается воевать Россия в ближайшей перспективе. Слова о международных террористических организациях в данном случае — не красивая фигура речи. Иначе бы такие промышленные гантраки попросту не появлялись бы.

Ну а чтобы убедить США не слишком активно реализовывать свою национальную стратегию, Россия включила в новую ГПВ ракетные комплексы «Циркон» с гиперзвуковыми ракетами. По крайней мере, на такой информации настаивает источник издания «Взгляд» в ОПК.

Официального подтверждения этой информации нет, что и неудивительно. Только в этом году испытания ракеты были завершены. Практически всё, что её касается, — засекречено, включая даже внешний вид. А всё потому, что «Циркон» успел заслужить прозвище «убийца АУГ». АУГ (авианосно-ударные группы) — оперативное соединение кораблей ВМФ США. На их применении базируется тактика американского командования в большинстве конфликтов за последние 30 лет.

Сербия рискует навлечь на себя недовольство США по тому же сценарию, что и Турция. «Республика Сербия дополнительно заинтересована в обеспечении военных транспортных средств», — заявил президент Александр Вучич. «Дополнительно», потому что о намерении закупить 6 МиГ-29 и 6 Ми-17 стало известно ещё раньше. Вряд ли это сильно радует США, учитывая, что Сербия ведёт переговоры о присоединении к программе индивидуального плана партнёрства с НАТО. Кроме того, в 2018 году Сербия может стать очередной страной, которая подпишет Соглашение о зоне свободной торговли с РФ .

Кстати, о Турции и ЗРС С-400. Одной из причин купить его у РФ стало нежелание США его продавать. А теперь и сами турки вряд ли захотят, даже если в США пойдут на попятный. Комплекс ПРО Patriot в Саудовской Аравии показал себя не с лучшей стороны — не смог перехватить ракету, запущенную с территории Йемена. Причём попыток было целых 5.

Пока Россия торгует оружием, Беларусь продолжает продвигать своё мирное машиностроение. В ближайшее время карьерные самосвалы «БелАЗ», агротехника «Бобруйскагромаша» и бытовая техника «Атлант» поедут на выставку в Хартум (Судан). А «Гомсельмаш» в 2018 году выпустит пробную партию своей техники в Китае.

Отказ Украины от прямого авиасообщения с Москвой, как известно, сделал Минский аэропорт транзитным. А периодически звучащие угрозы со стороны Мининфраструктуры Украины запретить ещё и прямое ж/д сообщение прибавят работы сотрудникам «Белавиа». По прогнозам, в 2018 году пассажиропоток Минского аэропорта вырастет ещё на 10-15% — не только за счёт украинского транзита, но и его доля тут есть. Всё вместе это ставит вопрос о строительстве нового терминала для обслуживания возросшего пассажиропотока. Директор аэропорта Дмитрий Меликян предварительно сообщил журналистам, что здание нового терминала начнут строить в 2019 году.