После недавних протестов в Минске оппозиционеры разных направлений решили собраться на переговоры. Получилось почти как в Сочи: договорились собраться ещё, чтобы договориться точнее (но, похоже, когда наступила вторая дата, ничего не решили). Главный вопрос непростой и более глубинный, чем на повестке дня у президентов. Высокие переговоры по сути упёрлись в нефть и газ. Это субстанции важные, но не онтологические. У оппозиции же всё намного сложнее. Они наконец поняли, что вселять хтонический ужас в людей сложно, особенно если угроза придумана и широкими массами по-настоящему не ощущается.

Итак, напомним, что, по версии ряда оппозиционных лидеров, нынешний переговорный процесс по интеграции — это лишение суверенитета Беларуси. Не будет никакой страны после подписания дорожных карт и прочих документов. Россия захватит всё.

Слава Богу, есть в Беларуси достаточно здравомыслящих людей, которые понимают, что идёт очередной торг за углеводороды и другие места общего рынка. Конечно, это и предвыборные игры двух президентов, прощупывание настроений масс. Беларусь — не Крым, а Крым — не Беларусь. Это первое.

Как опытный политик, Александр Лукашенко понимает, что власть нельзя делегировать, передать. Её можно только потерять. И до оппозиции уже начинает доходить, что она не те акценты расставляет, призывая людей на акции протеста. На упомянутом совещании по вопросу протестных мероприятий идеологи «живых цепей» и всевозможных маршей не определились до конца с тактикой. Но есть интересные тезисы.

  1. Решили заняться патриотической пропагандой. Раз в месяц публиковать факты на тему «Беларусь лучше». Лучше России, разумеется. Скажем прямо, идея так себе. Можно везде найти плюсы и минусы и притянуть факты за уши. К тому же переговоры по интеграции — это же не спор о том, кто лучше. Это торг за условия. Совсем из другой оперы.
  2. Пустить на акции людей с официальным флагом или гербом Беларуси (раньше можно было только с неофициальным бело-красно-белым и гербом «Погоня»). А вот это очень интересно. Раньше оппозиция в своей массе сама себя делала маргинальной. Внутри самой тусовки всё не так просто. Конфликты всегда были и со «своими». Теперь оппозиция как бы зазывает всех в свои объятия. Включается песня «Идёт война народная» — за суверенитет. Если бы некоторые оппозиционеры были у власти, то они открыли бы ворота «концентрационных лагерей», но пока они сами в своих уютных мирках. «Армии» там небольшие. Нужны новобранцы. Берём всех. Без опыта. Обучение на месте. Главное — не иметь вредных привычек, то есть не любить Россию как партнёра по интеграции.
  3. В 2020-м хотят провести конгресс за независимость. Ну это, если честно, не из-за темы интеграции. Она только предлог. Конгресс нужен для организации «ярмарки женихов». Будут выбирать, кого выдвинуть единым кандидатом на президентские выборы. Могут и не договориться.
  4. Добиться приёма у премьер-министра Сергея Румаса и прочих VIP-чиновников. Фамилию Лукашенко не указали. Понятно. Ведь он же конкурент для возможного будущего единого кандидата. А единым кандидатом себя представляют уже сейчас некоторые участники совещания по вопросу протестов властям. Скорее всего, их ни на какие приёмы не пустят. Оппозиция скажет: «Ну вот видите? Мы хотели диалога!» И это будет одна из точек «раскачки» электората.
  5. Акции протеста в регионах. Тут и комментировать нечего. Столицу «раскачивать» начали, но страна — это же не один только Минск.
  6. А вот это уже самое интересное. Хотят «взять на понт» прогосударственные организации (БРСМ, «Белую Русь» и т. п.), пригласив их на акции протеста. Эти сообщества к протестам не могут присоединиться просто по определению. Возможно, часть оппозиции это уже поняла в нынешний уик-энд, когда оказалось, что людей потихоньку вызывают органы для составления протоколов. Тех, кто размещал на страницах в соцсетях призывы участвовать в акции, естественно, вычислили без труда…
В общем, многие шаги, которые записали в план участники протестного совещания, в реальности будут просто провокациями, попытками поймать мимолётный хайп. Но всё хотят обставить как попытку перестать быть маргиналами. Кто-то реально верит, что антимаргинальный рецепт сработает и оппозиция выйдет на широкий оперативный простор перед главной битвой — президентскими выборами.


Для ухода от маргинальности кто-то из оппозиционеров предложил, например, такой вариант: отказ от лозунгов и риторики, которая оскорбляет в целом Россию и всех россиян.

Уткнулись в фактор Лукашенко. Если акции за суверенитет, то и за действующего президента. Но идеологи протестующих пока сами не определились, кем считать главу государства: гарантом независимости или угрозой для неё. На акциях были люди с лозунгами против Лукашенко.

Условное «политбюро» оппозиции пока не сходится по многим вопросам, хотя бы по самому формату акций. Делать «живую цепь» или нечто иное? Где именно лучше собираться? Каков план «Б» на случай разгона?

Пока идеологи политические ломают голову над этими вопросами, своё слово сказал Александр Чубрик. Это белорусский экономический эксперт, которого не назовёшь провластным. Однако он участвует в форумах и конференциях вместе с госчиновниками, иногда довольно высокопоставленными. В жаркой любви к России не замечен, но и на баррикады в связи с переговорами в Сочи он не зовёт, как оппозиция. Александр справедливо напомнил публике о сюжете с кольцом в трилогии Толкиена.

«В общем, и младенцу ясно: власть добровольно не сдают. Для более продвинутых где-то в том же возрасте на истории рассказывают, что Цезарь говорил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме», — заявил Чубрик.

Продолжая тему Кольца Всевластья, обратим внимание на другое. Оппозиция пытается обвинить Лукашенко в том, что он хочет «сдать» власть. На самом-то деле просто эти люди хотят получить Кольцо себе. А лозунг, конечно, выбран очень благородный — «Спасём Родину!». Но помните, как точно и красиво перевёл толкиеновскую строфу Игорь Гриншпун?

«…Чтобы всех отыскать, воедино созвать

И единою чёрною волей сковать…»

Вот к этому сейчас идут организаторы протестов. Они рисуют образ Мордора, который хочет захватить Беларусь, но сами идут к своему внутреннему Мордору.