«МВД РФ планирует освободить белорусов и украинцев от собеседования на русском языке при получении гражданства России» — как раз тот случай, когда к важной и давно назревшей проблеме подошли не с того конца.

Из пояснения становится понятно, что под украинцами и белорусами имеются в виду граждане этих республик. Ок, принимается. «Граждане Украины — потенциальные носители русского языка, поскольку используют его в семейном кругу и в культурной сфере, а также по своему менталитету близки к россиянам. А в Белоруссии русский язык — государственный». А вот тут остановка. В отношении РБ всё верно, в собеседовании особого смысла действительно нет. В отношении Украины всё не так.

Во-первых, русский язык как дисциплину в школах последними изучали школьники 1999–2000 годов выпуска (вместе с выпускным диктантом), однако уже тогда существовали полностью украиноязычные школы. Затем ситуация стала зеркальной: массово преподавать русский в школах перестали, учили ему лишь в некоторых специализированных. В прошлом году Украина приняла поправки к закону «Об образовании», которые в ближайшие годы сделают школы полностью украиноязычными.


Во-вторых, среди граждан Украины достаточно тех, кто на русском языке не говорит вообще, и это не преувеличение. Преимущественно речь о жителях Западной Украины. Временами это даже не украинский, а смесь украинского с польским или венгерским. Они могут понимать русскую речь, произносить отдельные слова и фразы, но не вести связный диалог, а тем более писать. В лучшем случае это будет суржик. Пишущий со смешными ошибками журналист поколения 30+ на Украине никого не удивляет, этого особо никто и не заметит, поскольку грамотность его читателей ещё хуже. 

С похожей проблемой много лет назад столкнулись в Польше и там решили её более правильно: создали карту поляка, т. е. документ, свидетельствующий о польском происхождении и знании польского языка (по статусу и правам примерно равняется ВНЖ, а также служит основанием для его получения). Выдаётся в основном гражданам РБ, РФ, Украины. Хотя и это не гарантия качественного отсева: язык можно выучить, а документы — подделать. Что как раз нередко делают граждане Украины для упрощения легализации в Польше.


Мы понимаем, что МИД РФ стремится решить сложную проблему самым простым путём, однако это не тот случай. Вопросы соотечественников в Беларуси и на Украине — две принципиально разные проблемы, к ним нельзя подходить с одной меркой. Процедуру для Украины, действительно, предстоит разработать, однако на раз-два её не придумать. Хотя можем указать, с чего можно было бы начать. Сегодня граждане Украины в процессе легализации сдают экзамен по языку трижды (на РВП, на ВНЖ и на гражданство РФ). Вероятно, можно было бы обойтись и одним.

В этом смысле в РФ очень удачно прошёл чемпионат мира по футболу. Помимо прочего, мероприятие актуализировало родственную проблему «союзного шенгена», т. е. организации сложной системы взаимного документооборота в рамках Союзного государства, при которой право на въезд, выданное в РФ/РБ, служило бы основанием для въезда также и в РБ/РФ. Этот вопрос стал одной из тем беседы госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты с главредом «Комсомольской правды» Владимиром Сугонкиным

Впервые система была опробована на т. н. FanID, т. е. документах, подтверждающих личность футбольных болельщиков во время ЧМ-2018. В дальнейшем предстоят также Европейские игры в Минске (2019), где будет действовать та же система. Отсюда можно сделать вывод, что до этого момента вряд ли стоит ждать «союзного шенгена», хотя тема обсуждается сторонами уже около пяти лет.


Кстати, здесь фактор Украины также присутствует, хотя и незримо.Сегодня граждан Украины, едущих в РФ через Беларусь, снимают с поезда/автобуса на белорусско-российской границе. Причём как обычных нарушителей, так и занесённых в разного рода стоп-листы. А вот что с ними делать после «союзного шенгена», ведь теоретически у обратившихся за ним в визовые центры РБ будет полное право въехать в РФ.

Второй вопрос: как совместить такой «шенген» с месячным безвизовым режимом, который теперь РБ предоставляет туристам? А также как быть с всё той же Украиной, чьи граждане пока беспрепятственно могут посещать как РФ, так и РБ по внутреннему паспорту?

Теоретически можно было бы оставить для украинцев нынешний порядок въезда, запретив им получать «шенген». Но тогда придётся думать, как пропускать их через  белорусско-российскую границу, ведь облегчённый режим её прохождения работает только для граждан РБ и РФ. 

Поэтому ЧМ-2018 и Европейские игры — 2019 — это не только способ отработки таких «узких мест», но и время, чтобы продумать и предусмотреть все возможные варианты и неожиданности.