Почти 200 тонн яблок, попавших в Россию с территории Беларуси, будут уничтожены на этой неделе. В Россельхознадзоре уточняют, что с начала года только в Брянской и Смоленской областях успели уничтожить примерно 500 тонн растениеводческой продукции. Однако теперь, когда транзит отдельных видов агропродукции через территорию Беларуси попал под запрет, темпы явно ускорятся.

До последнего времени под запретом были только яблоки из Турции. Однако с 28 марта к ним прибавились и груши.


Оппозиционные СМИ, конечно же, не упустили возможности использовать происходящее в своих целях.

Между тем ни о каких торговых войнах в данном случае речь не идёт. Ситуация с поставками молока и молокопродуктов в прошлом году под такое определение подходила, однако даже тогда годовые балансы в результате оказались выполненными. Снижение доли белорусского топлива на рынке Украины и, соответственно, рост доли топлива российского также может быть так охарактеризован: НПЗ России и Беларуси конкурируют за экспортные рынки (хотя мы неоднократно писали, что за них не нужно конкурировать, их нужно разделить). А вот транзит турецких груш и яблок — это никак не может называться торговой войной, поскольку интересы белорусских производителей в данном случае не затрагиваются. Есть неправомерное использование преимуществ зоны свободной торговли между Россией и Беларусью — его убирают.

К тому же дело ведь не в Беларуси и даже не в Турции (лучшим тому доказательством является предложение Минсельхоза РФ увеличить поставки турецких томатов втрое). «Мы с нашими белорусскими коллегами уже не первый год ведём дискуссию о том, что есть продукция, которая поступает к нам нелогичными транспортными путями. И наши коллеги, когда дают реэкспортные сертификаты, должны проверять происхождение, а не верить на слово всем тем странам, которые это отправляют. И получается так, что у нас недостоверная сертификация, поэтому мы вынуждены вводить определённые ограничения», комментирует решение глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Проще говоря, есть подозрения, что Турция и сама реэкспортёр, а товар — из ЕС. А раз так, то при чём тут торговые войны с Беларусью?


Впрочем, мы ранее уже предупреждали, что лоббисты налаженных транзитных схем будут активно использовать оппозиционные белорусские СМИ, чтобы отмазывать свой бизнес. Так и происходит. К примеру, куда меньше внимания уделено новости о том, что для восьми белорусских предприятий ужесточены условия ввоза продукции в РФ из-за разнообразных нарушений. А двум («Милкавита», «Брестские традиции») ввоз продукции запрещён вовсе.

Однако оппозиционная пресса в конце прошлой недели рубилась не только за условно турецкие яблоки и груши, называя запрет их транзита торговой войной с Беларусью. Во-первых, в очередной раз пополоскали тему «Россия стремится отжать предприятия белорусского ВПК». Пишет об этом, что неудивительно, «Белорусский партизан», цитируя Александра Алесина, оттитулованного как «военный эксперт». Напомним, тема «отжима» предприятий белорусского ВПК Россией для этого издания не нова: в материале «Казус МЗКТ» мы всё это уже разбирали.


Кстати, уже тогда (материал вышел ещё в феврале) оппозиционная пресса начала делать посла РФ в Беларуси Михаила Бабича медийной фигурой. Именно по его визитам на объекты белорусского ВПК пресса, как по костям, пыталась гадать, что же «отожмут» в первую очередь.

Тем веселее сегодня читать посты в телеграм-канале «Трыкатаж» о том, что это, оказывается, глава МИД Беларуси Владимир Макей «сделал из российского посла Бабича топ-политика Беларуси».