Одним из центральных событий интеграционной повестки на прошлой неделе был саммит премьеров ЕАЭС в Минске. Не все встречи и переговоры были открытыми, но часть информации доступна. А самым главным в этих переговорах стало то, что продолжается выход из «коронавирусного онлайна». Встречи на высоком и высшем уровне всё чаще проходят очно. Это совсем иной уровень откровенности, а значит эффективности решения вопросов.


Протокольное фото саммита премьеров ЕАЭС в Минске. Фото: Евразийская экономическая комиссия

Но стоит обратить внимание на то, что происходило в ЕЭК накануне саммита. Рабочая группа высокого уровня обсудила немаловажную тему e-commerce. Прозвучало интересное для рынка слово «оператор». То есть речь идёт о создании в ЕАЭС некой структуры, которая будет заниматься доставкой и оформлением товаров в трансграничной интернет-торговле.

Для Беларуси и России, чего уж скрывать, в подавляющем большинстве случаев «трансграничная интернет-торговля» переводится на бытовой язык как «доставка с AliExpress». Регулирование этой сферы стало настолько же социально значимым, как цены на сигареты и хлеб. Объёмы заказов гигантские. Какие только структуры на постсоветском пространстве не задействованы в логистике китайского онлайн-гиганта: от Eesti Post (Почта Эстонии, включает также логистическую компанию Omniva) до малоизвестных частных почтовых фирм.

ЕЭК приводит такую статистику: в прошлом году в ЕАЭС объём импорта в виде посылок от иностранных интернет-магазинов составил 8,8 млрд долларов. Большая часть — 90 % — идёт на российский рынок. Сначала из-за коронавирусной эпидемии был провал в работе AliExpress. Но затем вся e-commerce стала бурно расти: и отечественные площадки, и китайские. Предполагается, что общим итогом 2020-го станет рост заказов из зарубежного онлайна (опять же в основном с AliExpress) на 6–10 %.


В России AliExpress фактически зашёл в сектор традиционной офлайн-розницы. Его шоурумы там ничем не отличаются от обычных магазинов. Фото: «Яндекс»

Пока ЕЭК не раскрывает все детали работы будущего «оператора». В публичном пространстве озвучены лишь отдельные элементы. Например, оператор будет гарантом соблюдения «вопросов технического регулирования». Это значит, что товары каким-то образом будут проходить некий фильтр «госстандарта» ЕАЭС.

«Оператор обеспечит выполнение всех правил и ограничений, предложив потребителю удобную услугу по оформлению», — заявил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Этот служащий ЕЭК представляет Россию. Ранее возглавлял АО «Российский экспортный центр». Эта структура поддерживает экспорт из РФ несырьевых товаров. В какой-то мере она является конкурентом AliExpress.

Будущий оператор может стать одной из структур по защите рынка ЕАЭС, прежде всего российского сегмента, от ввоза тех изделий, которые можно производить самим в союзе. Грубо говоря, предполагается введение внешнего барьера.

С другой стороны, в ЕЭК говорят о создании таможенных складов специально под внешние онлайн-магазины и маркетплейсы. Опять же основной «клиент» здесь AliExpress. В любом случае все товары, сделанные в Китае, заместить своими сейчас уже невозможно. В этой ситуации лучше «завести» потоки в цивилизованное русло. Выше упоминалось, что в импорте интернет-товаров участвуют самые разные структуры. Даже прибалтийские почтовые операторы, которые к ЕАЭС имеют весьма опосредованное отношение.

И здесь явно открываются большие перспективы для логистических хабов. Один из них создаётся в Беларуси под Оршей, крупным железнодорожным узлом. Там создана особая льготная зона. К проекту причастен бизнесмен Алексей Олексин, о котором на СОНАР-2050 выходила отдельная статья. Возможно, он и его партнёры будут каким-то образом причастны к созданию «оператора».

Каким образом будет распределён уставной капитал будущей структуры? Время покажет, но, скорее всего, сделают по аналогии с железнодорожным логистическим оператором ОТЛК ЕРА: 33 % у Казахстана, 33 % у Беларуси и столько же у России. В любом случае нас ожидает некий грандиозный передел рынка доставки, хранения и оформления товаров с AliExpress.

Вполне вероятно, что на этом фоне возобновятся переговоры белорусской стороны с Alibaba Group, куда входит упомянутый китайский маркетплейс. В чём суть переговоров? Если коротко, китайцы хотели склады и новые логистические возможности на территории Беларуси. Власти республики хотели договориться, что тогда в цепочках продаж будут и белорусские товары. Вспомним о проекте Tmall, через который продаются не только китайские товары, но и российские.

Пока же необходимо запастись терпением. Бюрократические механизмы ЕАЭС сначала должны переварить идею «оператора», провести согласования и т. п. Вернёмся к теме саммита в Минске.

Из основных решений глав правительств можно выделить следующее. Наконец-то есть общий план борьбы с пандемией коронавируса, да и не только с ней, но и другими инфекциями. Будут общие алгоритмы реагирования на вспышки. Дай-то Бог. Сейчас мы убедились, что разноголосицы в таких ситуациях пока больше, чем скоординированности.

Другой важный блок — маркировка товаров. В белорусско-российском торгово-экономическом сотрудничестве это очень важная тема. Как только РФ начала вводить новую систему маркировки, это очень существенно отразилось на малом и среднем бизнесе, который занимается в Беларуси мелкой розницей, а закупается в России. Принципы маркировки также очень важны для белорусских производителей одежды и обуви. Они активно поставляют товары на российский рынок.

Упрощены бюрократические процедуры в таможенном оформлении: будет меньше бумаги и больше электронного документооборота. Премьеры поручили ЕЭК составить карты индустриализации союза. Это явно идея Михаила Мясниковича и Сергея Глазьева.


Тандем идеологов экономической интеграции Глазьев — Мясникович. Фото: Интернет-портал СНГ

Речь идёт о координации развития промышленности, импортозамещения и связей между отраслями стран — участниц союза. Карту индустриализации обещали опубликовать в интернете и постоянно обновлять.

Другая важная новость — это ещё один шаг к приоткрытию границы России и Беларуси, передвижение через которую существенно ограничили из-за пандемии. Белорусский премьер Роман Головченко перед саммитом в Минске посетил Москву, где была встреча с Михаилом Мишустиным. По её итогам глава Совмина Беларуси заявил: «Как мы поняли, в ближайшие дни будет возобновлено транспортное сообщение с Республикой Беларусь».

Это то, чего ждут многие. Коронавирус нарушил планы бизнеса, да и простых обывателей. Кто-то хотел съездить в Россию как турист, кто-то — по делам. К сожалению, из-за ограничений в российские вузы не смогли поступить белорусские абитуриенты. В общем, открытия границы (она для многих действительно закрыта или въезд затруднен) ждут многие. Судя по всему, всё к тому и идёт. Беларусь буквально через два дня после визита Головченко в Москву отменила обязательную 14-дневную самоизоляцию по возвращении из РФ. Следующий шаг за российской стороной.