Заседанию Высшего государственного совета Союзного государства (ВГС СГ), которое состоялось в Минске 19 июня, предшествовали долгие месяцы напряжённых российско-белорусских отношений.

Создалось даже впечатление, что отношения между двумя странами деградировали. Не прибавляли оптимизма и сюжеты СМИ, а также сообщения телеграм-каналов.

Не закончилось достижением прорывных политических договорённостей или же подписанием экономических соглашений и заседание Высшего государственного совета Союзного государства.

Так есть ли повод для российско-белорусского оптимизма? Удалось ли политикам найти способы решения накопившихся за прошлый год проблем?

Без очарования нет разочарования

Самый надёжный способ избежать разочарования в чём-либо — не очаровываться, то есть заранее не ожидать слишком многого от встреч политиков и заседаний межгосударственных советов.

Так, на первый взгляд, политэкономическая реальность заседания ВГС СГ в очередной раз разошлась с ожиданиями, ведь у сторон:

  • не получилось решить вопросы отмены российского пограничного контроля на совместной границе и взаимного признания виз;
  • не вышло не только отменить роуминг в сотовых сетях, но и даже примерно понять, когда стоит ожидать его отмены, — сроки постоянно сдвигаются «вправо»;
  • не получилось договориться о завершении тлеющего молочного конфликта.

Однако решения по трём важнейшим проблемам и не могли быть приняты в ходе заседания Высшего госсовета Союзного государства по следующим причинам:

  1. Взаимное признание виз и отказ России от погранконтроля на границе требует не столько политической воли, сколько долгой и кропотливой работы как профильных экспертов, так и представителей органов госбезопасности. Снять за одно заседание вопросы границы и виз невозможно, так как это потребует отказа либо России, либо Беларуси от своей субъектности — страны являются независимыми и суверенными, а их внешняя политика отличается. В частности, уровень украино-белорусских отношений на порядок выше, чем российско-украинских. Потому по пограничному вопросу остаётся лишь запасаться терпением и ждать воплощения экспертных предложений на бумаге.
  2. Отмена роуминга упирается в не до конца побеждённый межрегиональный роуминг в России — Федеральная антимонопольная служба со второго полугодия грозит сотовым операторам «новой волной санкций» в случае, если они не уравняют стоимость звонков в домашнем регионе и за его пределами. Кроме того, продолжает действовать роуминг и для Крыма — спустя 4 года федеральные операторы не отменили роуминг для крымчан. Таким образом, прежде чем отменять роуминг между Россией и Беларусью, нужно дождаться его отмены в самой России.
  3. Торговые ограничения, к сожалению, так же являются неизбежными, особенно в связи с «белорусизацией» России в части сельскохозяйственной политики и желанием белорусского бизнеса заработать на сохранившемся в силе российском продовольственном эмбарго для стран ЕС.  Россия уже смогла отказаться от импорта свинины. На очереди постепенный отказ от импорта молока и молочной продукции. К сожалению, при этом страдают белорусский производитель и белорусское государство.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что прорывных соглашений в ходе заседаний ВГС достичь не удалось — их просто не успели подготовить. Сказались как сложность проблемных вопросов, так и кадровые перестановки в России в мае — первой половине июня. Россия получила старого нового президента, обновлённое правительство и серьёзные перемены в Администрации президента.

Проще говоря, двусторонние проблемы начали переходить из количества в качество (что и нашло отражение в речах Александра Лукашенко) в период обновления российской власти.

Воля к дружбе

Однако есть несколько моментов, которые свидетельствуют о том, что по итогам заседания ВГС Москве и Минску удастся сгладить взаимные противоречия и найти приемлемые для двух государств решения проблемных вопросов.

Во-первых, заседанию ВГС и встрече Лукашенко с Путиным предшествовали два визита Александра Лукашенко в Россию, а также и раунд футбольной дипломатии. Главное достоинство «футбольной дипломатии» в том, что за время матча политики в ложах могут провести несколько неформальных бесед, не опасаясь быть подслушанными и избежав излишнего внимания со стороны прессы.


Александр Лукашенко со своими сыновьями на матче — открытии чемпионата мира по футболу. Александру Григорьевичу и Дмитрию Анатольевичу было о чём поговорить в ходе 90-минутной игры сборных России и Саудовской Аравии.

Во-вторых, вместе с Владимиром Путиным в Минск прилетели Дмитрий Медведев, а также председатель Госдумы Владислав Володин и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Фактически в Беларусь с президентом прибыли главы законодательной и исполнительной властей.


К заседанию ВГС подошли со всей ответственностью — 19 июля Россия на время осталась без президента, премьер-министра и спикеров обеих палат парламента. Профильные министры и руководители ведомств в кадр не попали.

Это свидетельствует о том, что в Москве осознали необходимость улучшения отношений со своим ближайшим союзником, что потребовало расширенного присутствия российских политиков на заседании Союзного государства.

Расширенный формат заседания гарантирует, что не повторятся ситуации прошлого, когда президентам удавалось выстраивать конструктивные отношения, но их договорённости саботировались чиновниками из правительства, лоббирующими интересы отечественного капитала, которые идут вразрез с идеей интеграции.

В-третьих, несмотря на то что первейшая задача национальных правительств, помимо управления государством, — это защита интересов отечественных производителей, в новом правительстве Медведева нет тех политиков, которые вызывали наибольшее раздражение в Минске.

В новом правительстве не нашлось места Александру Ткачёву, которого не без оснований называли главным лоббистом российских молочников и обвиняли в предубеждённом отношении к продукции белорусского АПК. Остался без портфеля и Аркадий Дворкович. Лукашенко и Путину пришлось лично договариваться о цене на голубое топливо в 2017 году — ответственному за переговоры Дворковичу удалось завести ситуацию в тупик.

Изменение кадрового состава российского правительства позволяет надеяться на то, что экономические взаимоотношения между странами удастся «перезагрузить», а противоречия — сгладить.

Вероятно, именно потому два президента общались тет-а-тет не один час, как предполагалось изначально, а два с половиной. Владимир Путин назвал двустороннюю встречу содержательной и конструктивной и подтвердил заинтересованность в дальнейшей экономической интеграции с Беларусью, а Александр Лукашенко заявил о стремлении сторон находить компромиссы в решении спорных вопросов.

К слову, Дмитрий Медведев задержался в Минске после заседания ВГС и даже успел посмотреть футбол вместе со своим белорусским коллегой Андреем Кобяковым. Вероятно, обсуждали не только победу российской сборной, но и экономические вопросы.

***

В качестве итога стоит отметить, что заседание ВГС и личная встреча президентов России и Беларуси, хотя и не привели к немедленному подписанию судьбоносных решений, прошли более чем конструктивно.

Во-первых, стороны показали, что умеют слушать и слышать друг друга: принято решение о том, что в ближайшее время они приступят к урегулированию всех спорных вопросов.

Во-вторых, утверждена программа согласованных действий в области внешней политики на 2018–2020 годы. Особых комплиментов от главы российского МИД Сергея Лаврова удостоилось осуждение Минском ракетных ударов США, Великобритании и Франции по территории Сирии в апреле этого года.

В-третьих, Россия поможет Беларуси в её переговорах о присоединении к ВТО, тогда как Беларусь продолжит последовательно отстаивать необходимость учёта интересов России в «Восточном партнёрстве».

В-четвёртых, возрастёт значение Беларуси как страны — транзитёра российского газа. «Имея в виду техническое состояние других маршрутов экспорта российских углеводородов, в частности газа в Европу, их, прямо скажем, неудовлетворительное состояние, белорусский маршрут приобретает большее значение», — заявил Владимир Путин.

Фактически речь идёт о том, что Беларусь станет одним из выгодоприобретателей от неизбежного прекращения газового транзита через Украину. В обновление газопровода «Ямал — Европа» до 2020 года будет инвестировано 2,5 млрд долларов, ещё 1 млрд долларов вложат в возведение дополнительных хранилищ газа.

Придан новый импульс и Союзному государству:

  1. Утверждены приоритетные направления развития СГ на 2018–2022 годы. Приоритетными направлениями определены проведение согласованной макроэкономической, промышленной, бюджетной политики, углубление торгово-экономических отношений, формирование единого правового пространства и развитие институциональных основ Союзного государства.
  2. Вырос аппаратный вес Госсекретаря СГ — Александр Лукашенко распорядился, чтобы «ни одни переговоры не проходили без участия руководителя нашего аппарата — Григория Рапоты».
  3. Принято решение об увеличении количества научно-технических программ СГ. Напомним, СОНАР-2050 в декабре 2017 года писал о необходимости увеличения количества специализированных программ в рамках Союзного государства, благо бюджет СГ является профицитным.
  4. Учреждена премия Союзного государства по науке и технике, а также названы обладатели премий СГ по литературе и искусству в 2017–2018 гг.

Насколько успешно будут развиваться российско-белорусские отношения, удастся ли РФ и РБ выйти на 50 млрд долларов товарооборота и решить накопившиеся проблемы, покажет время, однако прошедшее заседание ВСГ говорит о том, что желание договариваться у Москвы и Минска есть.

Следовательно, есть все основания ожидать, что российско-белорусские отношения выйдут на качественно новый уровень.