Скандал, который сейчас разгорается в Казахстане, должен наконец поставить точку в обсуждении архиважного вопроса: что выше — законы страны пребывания, законы ЕАЭС и распоряжения Евразийской экономической комиссии или решения транснациональных корпораций и санкции отдельных государств?

Казахстанское ТОО «Ник-ойл», дистрибьютор (не дочка и не филиал) «Газпромнефти», поставляющее на АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) промышленные масла в промышленных же объёмах, получило от АМТ вот такое уведомление.


Но начнём мы не с этого памятного письма, в котором, обратите внимание, красной нитью проходит не только сердечная забота о белоснежной репутации гендиректора АМТ, но и попечение об имидже всей ArcelorMittal.

И даже не с того момента, когда с 1 июня 2019 года постановлением правительства РФ № 460-25 от 18 апреля 2019 года был введён полный запрет на вывоз из Российской Федерации на территорию Украины товаров по перечню (нефть, кокс и др.). Этим же реестром был утверждён перечень товаров, вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Минэкономразвития РФ. В результате несогласованных действий российских и казахстанских чиновников был остановлен экспорт казахстанского сырья на Украину через российскую территорию, и на границе с РФ застряли почти 30 тысяч тонн (426 вагонов) «АрселорМиттал Темиртау» с угольным концентратом для «АрселорМиттал Кривой Рог». Ситуацию урегулировали, разрешение получили и вагоны выпустили.

Начнём же с сообщений британской прессы.


26 марта 2019 года лондонский портал thelondonnewsjournal.com опубликовал материал с весьма громким заголовком «The ways a large steel company from Kazakhstan trades with the occupants in Ukraine».

На данный момент этот сайт в Казахстане заблокирован и доступ к нему возможен только через VPN.


Этот же текст 4 апреля дублирует (без ссылок на первоисточник) швейцарская switzerlandposts.com.

28 марта украинское издание realist.online публикует перевод английского первоисточника, но уже со своими комментариями и заголовком: «Бизнес по-казахски: как самая большая сталелитейная компания Казахстана торгует с оккупантами в Украине».

Фигурантом статьи стал Парамжит Калон, целый вице-президент корпорации ArcelorMittal, генеральный директор двух металлургических комбинатов — «АрселорМиттал Кривой Рог» (Украина) и «АрселорМиттал Темиртау» (Казахстан).

Вся контрабанда делается в Ясиноватой

Как следует из текста публикации, в обход т. н. международных санкций он за 1,65 млн долларов купил у расположенного на территории Донецкой Народной Республики Ясиноватского машиностроительного завода три проходческих комбайна.


Один из них пришёл стандартным ж/д путём через Россию и сейчас терзает недра шахты имени Ленина угольного департамента АМТ. Второй работает на шахте Кузембаева, правда, тащить его пришлось уже морем через Азербайджан. А третий комбайн после огласки деталей сделки в иностранной прессе так и остался в Ясиноватой.

«Такие действия нарушают Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма и Конвенцию Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, и о финансировании терроризма, подписантами которых являются Украина и Казахстан. Перечисленные выше действия можно квалифицировать по статье 209 Уголовного кодекса Украины "Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём" и статье 258−5 УК Украины "Финансирование терроризма".

Более того, нарушение законодательства является основанием для конфискации оборудования и для наложения на "АрселорМиттал Темиртау" и бенефициарных собственников компании международных санкций. А это существенный ущерб ведению экономической деятельности, не говоря уже о потере репутации в бизнес-среде», — дают кому-то сигнал авторы статьи.

К слову, ДНР и ЛНР не признаны террористическими организациями ни ООН, ни даже самой Украиной. Однако это не мешает украинским журналистам клеймить всех, кто с ними сотрудничает, пособниками террористов, а правоохранительным органам возбуждать уголовные дела.

Покупать у «донбасских террористов» угольный концентрат для «АрселорМиттал Кривой Рог» — это ущерб для репутации гендиректора Парамжита Калона, поэтому он практически по себестоимости вывозит его из Казахстана в Украину. А вот «тайно» приобрести у тех же «террористов» проходческие комбайны для «АрселорМиттал Темиртау» — это кошерный бизнес.

После того как информация о комбайнах всплыла на поверхность, началась внутренняя проверка. Факты, как и ожидалось, подтвердились.

Чем отвлечь внимание от скандала? Только новым скандалом. Для этого «АрселорМиттал Темиртау» и устроил перфоманс с разрывом контракта с дистрибьютором «Газпромнефти».

Ну и для чистоты понимания причин этого развода стоит вспомнить ситуацию с копровым цехом АМТ и заводом туда подрядчиков с Украины после назначения Парамжита Калона гендиректором АМТ.

Пару лет назад украинская компания «Керамет» через свою вновь зарегистрированную структуру ТОО «Керамет-Казахстан» получила в аутсорсинг копровый цех АМТ, на котором ведётся приёмка и брикетирование чёрного лома. Для производства стали комбинат ежемесячно использует не менее 70 тыс. тонн металлолома, и при самой минимальной цене приёмки лома в 150 долларов в год через копровый цех проходит не менее 120 млн долларов. Вернее, теперь уже через украинскую фирму.

Разрыв контракта с «Ник-ойлом» решает для «АрселорМиттал Темиртау» и его гендиректора Парамжита Калона сразу две задачи:

  1. Отвлечь своей собственной войной с «агрессором» внимание от скандальной покупки «санкционных» ясиноватских комбайнов.
  2. Расчистить поляну и ликвидировать казахстанского поставщика, на место которого будет заведена аффилированная с гендиректором компания, что позволит организовать ещё один канал для вывода миллионов долларов из Казахстана.

К слову, realist.online не только опубликовал перевод английского первоисточника, но и слегка расширил тему, заявив, следующее:

«В распоряжении редакции есть документы, свидетельствующие также о регулярном движении средств от подставных лиц из близкого круга директора "Арселор Миттал Темиртау" Парамжита Калона. Речь идёт о деньгах от незаконной деятельности Калона и его теневого бизнеса».

О том, что отжимаемый масляный бизнес является высокодоходным, говорит тот факт, что, по данным Комитета госдоходов Миннацэкономики РК, казахстанский дистрибьютор «Газпромнефти» только за первое полугодие текущего года заплатил в бюджет РК налогов на сумму более 700 тыс. долларов.

Бедный Миттал

Раз уж мы коснулись бюджета Страны Великой степи, то следует напомнить о том, как Казахстан спонсирует миллиардера Миттала из государственного бюджета, то есть из налогов граждан РК.


(Фото из соцсетей)

С 2012 по 2015 год (при курсе 150-255 тенге за 1 доллар США) инвестиционные преференции и льготы АО «АрселорМиттал Темиртау» от правительства Республики Казахстан составили 11,4 млрд тенге. По утверждению бывшего на тот момент вице-министром инвестиций РК Альберта Рау, «общий объём государственной поддержки АО "АрселорМиттал Темиртау" только в 2014-2015 годах составил не менее 50 млн долларов США».

После обнародования этой информации в 2016 году новые данные о господдержке АМТ за последние годы в открытой печати не публиковались.

Кто юрисдикцию попутал?

Санкции, на которые АМТ ссылается в своём письме «Ник-ойлу», согласно приложению к решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины от 2 мая 2018 года, наложены только на московский филиал «Газпромнефти».

И в отношении него введены ограничительные меры в виде «блокировки активов, ограничения торговых операций и предотвращения вывода капиталов за пределы Украины».

Повторим ещё раз: «Предотвращения вывода капиталов за пределы Украины».

Очевидно, что «АрселорМиттал Темиртау», находящееся в казахстанской юрисдикции, здесь вообще ни при чём. Но вице-президент ArcelorMittal Парамжит Калон посчитал иначе: прикупив для казахстанского АМТ санкционных, с точки зрения Украины, комбайнов, он для прикрытия этой сделки гордо отказался от масла «агрессора», который в Казахстане таковым не считается.

В связи с этим возникает множество вопросов:

  1. Каким образом действие украинских санкций вдруг распространилось на территорию Республики Казахстан?
  2. Насколько решение Парамжита Калона о разрыве контракта с казахстанской компанией ТОО «Ник-Ойл» на основе решения СНБО Украины согласуется с казахстанским законодательством?
  3. Насколько это решение Парамжита Калона согласуется с нормами ЕАЭС?
  4. Что скажет по этому поводу Евразийская комиссия?

***

С учётом того, что «АрселорМиттал Темиртау» поставляет российским потребителям порядка 1,5 млн тонн проката в год (125 тыс. тонн в месяц), его генеральный директор обязан был отдавать себе отчёт о возможных последствиях своих действий, о рикошете из России.

Даже при временном закрытии границы для казахстанского проката со стороны РФ последствия будут катастрофическими не только для АМТ, но для всего горно-металлургического комплекса РК и вызовут настоящую торговую войну между Казахстаном и Россией. И тогда 426 вагонов с угольным концентратом, вставших в июле мёртвым грузом на границе с РФ, покажутся детской шуткой.

А если смотреть на проблему шире, то мы видим ещё и подтверждение того факта, что транснациональная корпорация ArcelorMittal ведёт планомерную работу по разрушению Евразийского экономического союза и промышленности Казахстана в частности.