В советской печати была рубрика «Нам пишут». В нашем случае это, скорее, будет звучать как «О нас пишут». Впрочем, перейдём к сути: сегодняшний обзор мы начнём с материала интернет-сайта naviny.by, обеспокоенного перспективами ЕАЭС и Беларуси в частности. 

В заметке говорится о результатах международной научно-практической конференции «Евразийский экономический союз в контексте глобальных политических и экономических процессов». Тема хорошая, если бы не одно но: содействие в организации мероприятия оказал Фонд Фридриха Эберта — немецкая неправительственная организация, тесно связанная с партией социал-демократов ФРГ.

В ходе конференции обсуждались проблемы ЕАЭС — эксперты назвали больше десятка. С частью можно согласиться, часть обсудить, часть оспорить — вопрос точки зрения. И дело, собственно, не в этом, а в главном выводе материала (и конференции, надо понимать). Мы его даже процитируем: «При таком наборе неурядиц сложно рассчитывать на успех, по крайней мере в недалёком будущем».

Для понимания давайте представим, что, скажем, Россотрудничество (ну, сложновато у нас с неправительственными и лояльными власти организациями) организует в Париже конференцию, на которой эксперты тоже обсудят проблемы, но другого экономического союза — ЕС. Проблемы с миграцией, замедление темпов роста ВВП, проблемы со старением и рождаемостью, всплеск терактов в последние годы, Греция и её товарки по PIGS и т. п. И вывод: «При таком наборе неурядиц ЕС грозит очевидный крах уже в ближайшем будущем».

PIGS — распространённое сокращение, введённое в 2008 году журналистами и финансовыми аналитиками для обозначения четырёх стран: Португалии (P), Италии (I), Греции (G) и Испании. Сокращение демонстрирует крайне негативное отношение к финансовой политике этих стран в еврозоне. Иногда в состав «свиней» включают Ирландию и Великобританию.

Фантастическая картинка, не так ли?

Но у нас запас картинок не закончился.


Вот похожий материал

Тот же сайт, те же акценты, те же апокалиптические прогнозы. Только двумя годами раньше. Напомним, начало полноценного функционирования ЕАЭС — 1 января 2015 года. И что тогда, что теперь «экзаменаторы» сетуют: ну куда вам до ЕС, там доля внутренней торговли почти в 5 раз выше. Словно бы ЕС тоже возник в январе 2015 года.

Да и для Фонда Эберта уже не впервой ходить вокруг ЕАЭС с сочувственным «эх, вот-вот развалится». Вот видео с аналогичного мероприятия в Бишкеке, тоже двухлетней давности.


Впрочем, отношение naviny.by к Союзному государству и евразийской интеграции для нас не новость, вопрос лишь, при чём тут Фонд Эберта? Ответ несложный. Один из региональных проектов Фонда носит название «Диалог Восточная Европа». Цитируем: «Главная цель нашей деятельности в этом направлении заключается в укреплении гражданского общества и в содействии развитию региональной идентичности стран Восточного партнёрства». «Восточное партнёрство», если кто забыл, — это прелести евроинтеграции по-украински: с потерями рынков сбыта в СНГ и ЕАЭС, квотированием экспорта в ЕС на условиях ЕС (как по количеству, так и по номенклатуре) и масштабной трудовой миграцией по первым двум причинам. Сухая одежда, горячий чай и наше радушие — это уж если совсем упрощать.


Одним словом, скажем спасибо Фонду Фридриха Эберта за заботу — мы промеж себя со своими проблемами как-нибудь сами управимся. А критика, конечно, нужна, мы лишь указываем, что не все критикующие имеют благие цели.

Раз уж мы вспомнили о ЕС, который брал своё начало из Европейского объединения угля и стали (1952 г.), то разумно прислушаться к критике и не забывать о базовых для экономической интеграции вещах: общих рынках сырья и энергоносителей. Уже завтра в Минске на очередном заседании Евразийского межправсовета будет обсуждаться ход формирования общего рынка газа ЕАЭС. Впрочем, это лишь одна из тем повестки. «Главам правительств государств — членов ЕАЭС будут представлены совместные прогнозы развития АПК, баланса спроса и предложения стран ЕАЭС по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2018–2019 годы. Намечено рассмотреть планы мероприятий по стимулированию производства и использования колёсного транспорта с электродвигателями в странах ЕАЭС на 2018–2020 годы», — уточнили в пресс-службе ЕЭК.

В свою очередь, Россия и Беларусь даже опережают этот график. Ещё в конце прошлой недели они успели обсудить план создания объединённой транспортной системы Союзного государства, реализовывать который будут уже с начала 2019 года.

Вполне возможно, что и в ЕЭК, и в Союзном государстве бегут впереди паровоза и приступают к обсуждению более сложных вопросов, когда не решены более простые. Однако и 50 лет, как у объединения угля и стали, у ЕАЭС нет. Придётся бежать быстрее, чтобы не доставить радости Фонду Эберта и прочим неискренним критикам.