На заседаниях Высшего государственного совета решаются одни и те же вопросы — создание равных условий хозяйствования в двух странах. Вроде каждый раз обещается, что их всё-таки введут, но эта работа идёт очень медленно. На прошедшем заседании ВГС в Минске стороны договорились, определили сроки, подправили формулы расчёта за газ/нефть, согласовали объёмы. Президенты Беларуси и России договорились, что их вице–премьеры ещё раз проведут переговоры и доработают все достигнутые соглашения. По ряду стратегических вопросов Беларусь и Россия будут идти вместе на внешние рынки.

Иногда читаешь российскую прессу и складывается ощущение, что белорусы чуть ли не иждивенцы. Но белорусские товары на 80–90% состоят из российских компонентов — металлов, запчастей и так далее. На себестоимости белорусской продукции сказывается более дорогая цена на энергоносители для предприятий, высокая в сравнении с Россией налоговая и социальная нагрузка.

Создание равных условий хозяйствования, доступ на рынки очень важны для бизнеса. К сожалению, некоторые противоречия и ограничения всё ещё сохраняются. Да, вопросы решаются, но медленнее, чем мы бы хотели. Деловое сообщество крайне не удовлетворено этим. Мы заинтересованы создавать различные схемы совместного предпринимательства, аутсорсинга, субконтрактации. Но всякие заусеницы и различные правила, например, в поставках товаров для государственных нужд и участии в тендерах мешают более активно развивать эти направления. На сегодняшний день у нас существует цифровой разрыв, его надо в ближайшее время преодолеть.

В целом заседание Высшего государственного совета в Минске стало хорошей дружеской встречей и, по-моему, более результативной, чем некоторые предшествующие.