Каждый человек живёт в четырёх информационных действительностях: семья и работа, гаджет, традиционные медиа, нетрадиционные медиа и соцсети. Источников информации — огромное количество, и мы, как правило, выбираем себе несколько основных, исходя из своих субъективных предпочтений: подача информации, картинка, близкая, понятная логика, личность автора — и следим за ними. И когда мы видим один и тот же информационный сигнал в избранных источниках, мы начинаем считать, что это правда. А если одно и то же послание транслируется в нескольких или во всех информационных действительностях, например, в выпусках любимых блогеров, затем в лентах друзей в соцсетях, в новостных колонках, на работе коллеги тоже обсуждают эту тему, то тяжело даже начать сомневаться, что эта информация может не являться истиной.

И такие медиасигналы, заполняющие собой инфопространство, повторяющиеся в разных источниках, и могут являться когнитивными ударами. Как правило, удар несёт в себе негативную, деструктивную мысль, которая приносит различные эмоции и переживания, такие как грусть, злость, тревога, отчаяние, страх. Человеку может быть нехорошо, в том числе и физически, он начинает буквально вибрировать под этим ударом и способен заражать им дальше по цепочке своё окружение. Способы и форматы донесения, аргументы и примеры, приводимые источником когнитивного удара, могут быть одинаковые, а могут быть и разные — важна сама суть, единый посыл, то есть та самая мысль, которую закладывают. Когнитивный удар может быть направлен на краткосрочный дискомфорт и призыв «потерпевшего» к действию, будучи под эмоциями, а может быть направлен на долгосрочное, методичное, системное выстраивание мышления и мировоззрения субъекта воздействия для отложенных действий в будущем, назовём это «накопительным эффектом». Важно ещё отметить, что когнитивный удар может состоять из цепочки инфосигналов, которые сами по себе также являются отдельными самостоятельными когнитивными ударами. То есть у инфосигналов может быть как самостоятельная задача быстрого действия, так и в совокупности они могут быть частью более глубинного, более масштабного долгосрочного когнитивного удара.

Для написания этого исследования я изучала контент следующих блогеров и деятелей: Евгений Ройзман, Владимир Милов, Александр Невзоров, Майкл Наки, Максим Кац, Илья Яшин, Илья Варламов, Дмитрий Быков, Нино Росебашвили, Дмитрий «Камикадзе Ди», Екатерина Шульман, Андрей Солдатов, Александр Роднянский, Дмитрий Муратов, Юрий Дудь и гости его интервью: Александр Баунов, Тамара Эйдельман. За это время практически все они были признаны иностранными агентами на территории РФ.

Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).