Теракт в концертном зале «Крокус Сити Холл» потряс Россию и стал самым кровавым в новейшей истории России, а этнический состав его участников привёл к росту антимигрантских настроений в российском обществе, инициировав дискуссию о необходимости трансформации миграционной политики в России.

Запрос на ужесточение миграционных правил в отношении трудовых мигрантов присутствует уже не первый год. Кроме того, как минимум с начала пандемийного 2020 года правоохранительные органы фиксируют неуклонный рост преступлений, совершаемых трудовыми мигрантами. С началом СВО динамика преступности приобрела угрожающий характер. По словам председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, число тяжких и особо тяжких преступлений среди мигрантов выросло по итогам 2022 года на 37% — почти до 15 тыс. Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых мигрантами в России за январь — июль 2023 года, выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — почти до 11 000. Реагируя на рост преступности, правоохранительные органы стали проводить рейды по местам трудоустройства мигрантов.

Ещё до теракта в «Крокусе» визуальный рост количества трудовых мигрантов в крупнейшем мегаполисе России — Москве — отразился на социологии. Люди давали в целом положительные оценки деятельности городских властей, но единственный вопрос, по которому оценки резко падали, — это был вопрос миграционной политики в Москве. По этому пункту люди преимущественно давали очень низкие оценки.

Однако миграция миграции рознь. Общий миграционный поток в Россию нужно делить на две неравных части: трудовых мигрантов, воспринимающих Россию как место для заработка, а также репатриантов, для которых Россия — страна для жизни.

Данный доклад посвящён двум давно назревшим проблемам: трудовой миграции и репатриации, а точнее, их разделению, без которого невозможно решение демографических и экономических проблем России.

Полная версия доклада доступна по ссылке (.pdf).