Последние переговоры на высшем уровне, как на уровне Совета министров Союзного государства, так и на уровне Путина и Лукашенко в Санкт Петербурге, показали, что как раз за счёт более глубокой интеграции деятельность Союзного государства позволяет решать те проблемы, которые возникают.

Вот два года назад была очень скандальная история по поводу общей миграционной политики, когда Беларусь ввела безвизовый въезд для 80 стран и под конец 2016 года чуть было не возник вопрос о восстановлении пограничного контроля на российско-белорусской границе, потому что России не понравилась эта неконтролируемая миграция.

И тогда профессиональные кликуши стали кричать: «Всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает! Союзное государство распадается! Уже восстанавливается российско-белорусская граница». С тех пор эта тема утихла, прошло два года, и на последнем Совете министров России и Белоруссии было парафировано Соглашение о взаимном признании виз. Теперь разговор идёт о создании единой визы Союзного государства, которую можно впоследствии экстраполировать на уровень Евразийского экономического союза и учредить такой «евразийский шенген», то есть мы видим, что проблемные вопросы разрешаются.

Поэтому если говорить о Союзном или Евразийском суде, о Союзной или Евразийской таможне, то да, это вполне возможно, только надо отдавать себе отчёт, что это вопрос не внезапной вспышки озарения, а долгая и нудная работа, которая будет продолжаться долгие и долгие годы. Не нужно говорить, что отсутствие результата в данный конкретный момент — это признак деградации евразийской интеграции, признак того, что Белоруссия уходит от России. Если мы будем это говорить, то это будет негативно влиять на развитие Союзного государства. А если мы будем методично и последовательно работать над более глубокой интеграцией, то это в конце концов приведёт к решению всех тех вопросов, которые стоят на повестке дня, как это уже произошло с миграционным законодательством.