Когда говорят о космических технологиях в Беларуси, то чаще всего вспоминают совместный с Россией проект запуска спутника дистанционного зондирования Земли БКА или БКА-1 (Беларускі касмічны апарат). Иногда его называют БелКА-2. Аппарат успешно отправили на орбиту с Байконура ещё в 2012 году. Можно сказать, что это евразийский проект. Ведь всё-таки запуск был именно с казахстанской территории. За 6 лет до этого другая такая машина — БелКА — разбилась из-за аварии ракеты-носителя «Днепр». Хорошо, что не опустили руки и продолжили программу. Её курирует Национальная академия наук, которая в итоге добилась успеха. Сейчас вместе с россиянами работает над вторым спутником. Как уже говорилось, основная задача этого вектора — зондирование земной поверхности. Кроме того, аппараты передают с орбиты фотоснимки.

Другое направление космической активности Беларуси — создание Национальной системы спутниковой связи и вещания. Этот проект доверили Госкомвоенпрому, который начал сотрудничать с китайцами. В начале 2016 года со стартового комплекса Сичан в КНР был запущен спутник BELINTERSAT-1. Для него в Минской области, примерно в 40 км от столицы, построили специальный центр управления полётами «Телепорт Белинтерсат». Он располагает шестью антеннами и персоналом примерно в 50 человек. Сейчас ресурсы проекта позволяют организовать спутниковое телевещание на Европу и часть Африки. Другие услуги: спутниковые магистральные каналы связи, доступ к интернету (в обоих направлениях), IP-телефония и т. д.

Естественно, Беларусь развивает и космическое образование. Хотя здесь белорусам ещё далеко до россиян. С другой стороны, надо учитывать: какая база и каким республикам досталась от СССР. Россия получила куда большее космическое наследство. Хорошо, что она делится им с союзниками. Но всё же неплохо развивать и своё. Белгосуниверситет (БГУ) несколько лет назад открыл Центр аэрокосмического образования. Сейчас эта структура проводит учебные курсы по трём направлениям: глобальные навигационные спутниковые системы, основы построения и функционирования оперативных космических систем дистанционного зондирования Земли, малые космические аппараты.

Так вот, последним БГУ занимается не только в теории. Сейчас молодые учёные вуза собирают наноспутник. Его запуск должен состояться в конце 2017 года или в начале 2018-го. Вуз позиционирует его в качестве первого спутника БГУ. Не знаю, почему выбрана такая линия, но на моей памяти это уже третий спутник. Например, в 2016 году в российской Дубне на V чемпионате CanSat студенты из Белгосуниверситета уже запускали наноспутник с помощью аэростата. Хотя, строго говоря, это был пикоспутник. Он весил менее 1 кг.

Пока что всё это чисто образовательные проекты, проба пера. Но в будущем возможна и коммерческая эксплуатация подобных агрегатов. Стаи космических дронов можно использовать, скажем, для того же зондирования земной поверхности.

Ну а если вникать в историю, то БССР, конечно, активно участвовала в советских космических программах. В небольшом городке Барань действовало секретное предприятие «Красный Октябрь», которое работало на проект «Буран». Там производили и комплектующие для луноходов. Наследник того предприятия называется «Техника связи». Не знаю насчёт гипотетического «Бурана 2.0», но рации там делают неплохие. К примеру, среди продуктов есть аппарат со сложным названием Р-855А1-406. Это аварийная радиостанция высокого качества, которую могут применять и лётчики, и космонавты.

Конечно, хотелось бы большего. Поэтому надо работать. Космос нельзя упускать хотя бы потому, что это системы навигации для армии и логистических компаний, это и связь, и новые материалы…