Сегодня содержание понятия «российско-украинские отношения» — это хроника военных действий, обмен ударами, изредка — обмен военнопленными. Однако, к сожалению, Украина не ограничивает боевые действия только линией фронта, делает войну тотальной, вовлекает в неё общую историю, культуру, личную жизнь рядовых людей.

Кто-то ведёт отсчёт российско-украинского конфликта с 2014 года, кто-то — с 2022-го. Однако трудно спорить с тем, что обычная бытовая рознь между двумя народами возникла гораздо раньше, ещё до первого майдана, в ходе которого для России ковался медийный образ противницы украинской независимости. В итоге украинские национал-патриоты взяли привычный курс на противостояние России по всем фронтам. Самым же удобным и быстро реализуемым оказалось последовательно лишать прав русскую общину на Украине: права на образование на родном языке, права на культурный продукт на родном языке (ТВ, радио, газеты, книги, концерты и спектакли), наконец, права голоса. После 2014 года эти события развернулись с новой силой. Однако их начало лежит в промежутке 2004–2014 гг. А некоторых — и того раньше. В этой публикации мы обратимся к школьному образованию на Украине, вернее, его постепенной дерусификации и нацификации.

Начнём с главного: нацификация и дерусификация системы образования на Украине — это два процесса, а не один. Соответственно, эти понятия не являются синонимами. Скорее, это две стороны одной медали, два сообщающихся сосуда.

Под дерусификацией мы понимаем постепенное прекращение изучения русского языка в украинских школах, а также прекращение преподавания школьных предметов на русском языке в районах с преобладающим проживанием русского и русскоязычного населения. Это южные и восточные области Украины, часть из которых к настоящему моменту успели войти в состав РФ.

Под нацификацией следует понимать тенденциозный и/или откровенно лживый взгляд на историю Украины, России и украино-российских отношений, излагаемый в школьном курсе «История Украины». Центральной его частью является глорификация нацистских коллаборантов из ОУН и УПА.

Если задаться целью найти для этих процессов точку отсчёта, мы неизбежно упрёмся в распад СССР и начало существования союзных республик как суверенных государств. Именно республик, поскольку соответствующие процессы в любой из них — типовые. Где-то они были реализованы оперативно (Прибалтика), где-то они идут более медленно либо приостановлены. Поэтому для ответа на вопрос: «В каком состоянии находится система образования на Украине?» необходимо вспомнить стартовые позиции.

Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).