Международный аэрокосмический салон МАКС оказался богат на новинки. В частности, представленные на нём российские беспилотники говорят о вступлении России в борьбу за мировой рынок, где до недавнего времени безраздельно властвовали турки и израильтяне.


Вообще, мировой рынок беспилотников ещё только оформляется, и потому у нас есть прекрасный шанс занять в нём свою нишу на долгие десятилетия. Открывшие эру боевых беспилотников американцы совершили стратегическую ошибку, полагая, что дрон  это всегда большой и технически сложный, вооружённый до зубов аппарат. И как следствие  фантастически дорогой. Поэтому, например, беспилотников RQ-4 Global Hawk с 2009 года собрано всего 40 штук.

В это же время настоящим открытием стали относительно недорогие средние и малоразмерные БПЛА, включая барражирующие боеприпасы. Именно в этом сегменте рынка разворачивается основная конкуренция, а пальма первенства пока принадлежит туркам и израильтянам. Но теперь и Россия готова их подвинуть.

До настоящего времени мы предлагали лишь два вариантах БПЛА на экспорт — лёгкого семейства «Орион» и более тяжёлого «Гелиос-РЛД», способного непрерывно держаться в воздухе до 30 часов на высоте более 10 километров. Обе машины предлагались иностранным заказчикам исключительно в разведывательной конфигурации. «Орион» — для разведки армейской и тактического управления войсками, «Гелиос» — в качестве воздушного мобильного радара, способного формировать сплошное непрерывное радиолокационное поле, надёжно фиксируя объекты даже размером с теннисный шарик.

Три богатыря

На МАКСе было представлено три варианта российских ударных дронов на экспорт. Первый — это «Орион-Э», который превосходит Bayraktar по гамме вооружения, значительно устойчивее к РЭБ, проще в пилотировании, богаче в комплектации и намного дешевле. Если турок в базе предлагается за 2,7 млн долларов, то «Орион» стоит намного меньше 2 млн. Причём гамма его вооружения, во-первых, шире, во-вторых, опять же существенно дешевле. И это при том, что боевой радиус «Ориона» ровно вдвое больше, чем у «Байрактара».

Следующим в иерархии стал «Альтиус-У», превосходящий турка по боевой эффективности примерно в 1,4 раза. Его главным козырем является искусственный интеллект, который позволяет дрону самостоятельно выбирать оптимальный маршрут, способы обхода зон ПВО, профиль режима огибания рельефа, самостоятельно находить и опознавать цель, выбирать оружие для атаки.

Представленный БПЛА «Гром» является олицетворением следующего этапа развития средних беспилотников. У него к 2 тоннам полезной нагрузки добавляется скорость до 1 тыс. км/ч и боевой радиус до 700 км. Фактически это беспилотный стелс-штурмовик, предназначенный для ударов по наземным и надводным целям в условиях сильного противовоздушного и электронного противодействия. Применяться он будет в качестве беспилотного ведомого в передовом эшелоне смешанных пилотируемо-беспилотных ударных авиационных групп.

Такого сочетания, тем более за такие деньги, в мире предложить не в состоянии больше никто.

Американское издание The National Interest отмечает, что по сравнению со всеми существующими в мире образцами эти изделия максимально эффективны, что делает Россию одной из главных беспилотных держав мира. По количеству БПЛА в строю мы пока уступаем только США и Израилю. Зато существенно обгоняем их по перспективным разработкам. Если что и сдерживает сейчас нашу международную экспансию, так это недостаток производственных мощностей. Впрочем, это дело поправимое.