Уходящий год принёс российским нефтяникам немало волнений, но гораздо
меньше неприятностей. Про него можно с полным основанием сказать: не было
бы счастья, да несчастье помогло. Судите сами.
1. Добыча нефти в истекающем году ожидается в размере 547 млн тонн, это на 0,5 млн т меньше 2016 года. Но поскольку этот год был на день короче, среднесуточная производительность всё же выросла на 0,18% и составила 10,88 барр./сут. От души спасибо всем странам-экспортёрам за аккуратное исполнение принятого соглашения. Это несложно, когда инвестиции замерли и добыча сокращается сама. А рекорды пусть ставят американцы, сначала рекорд роста, потом — падения… Замечу, что наша экспортная выручка за счёт подорожания нефти в 2017 году выросла на $20 млрд.
2. Нефтяные цены Brent за год выросли на 18,8%. Можно было бы и побольше, но и на том спасибо. Долгосрочный растущий тренд продолжается уже почти два года; летом биржевым медведям его развернуть не удалось, а в последнем квартале он преодолел сначала уровень $60, 26 декабря — $66, обновляя двухлетние максимумы.
3. Несколько удивило продолжение роста добычи трудноизвлекаемой нефти в США, в течение первых трёх кварталов она увеличилась с 4,22 до 4,84 млн барр./сут. Впрочем, эта жидкость становится всё меньше похожей на нефть: 1,5 млн барр./сут. американцы пытаются пристроить на экспорт, но её уже плохо берут. Потому и цена на американскую WTI всё больше отстаёт от Brent, разница между ними достигла 10,7%, что вполне отражает прогрессирующее ухудшение свойств летучей сланцевой субстанции.
4. В уходящем году постепенно затихали разговоры об изменении нефтяных налогов. Руководство отрасли, наконец, осознало, что налоговый манёвр губительно сказывается на нефтепереработке и нефтехимии. Его остановили и в будущем году углублять не будут. Прекратились дебаты о налоге на финансовый результат. Зато Самотлору в порядке эксперимента представлена льгота по НДПИ в размере 35 млрд рублей ежегодно. Необычное такое решение, одноразовое, но масштабное. Продолжаются вялые телодвижения по налогу на дополнительный доход, но в будущем году он принят не будет. Это прекрасно.
Все эти прожекты для России вредны. Они провоцируют повышение цен на бензин, ликвидируют природную ренту и уменьшают доходы бюджета в пользу иностранных потребителей. Искренняя благодарность тем, кто вольно или невольно тормозит их продвижение.
5. Зато добыча газа в этом году на 8% больше прошлогодней, на уровне 680 млрд куб. м. Запасами газа мы обеспечены лучше, чем запасами нефти, можно пока производство наращивать. Отметим, что росту немало способствовали прохладная зима в Европе и низкие газовые цены. Понимая, что они не вечны, потребители до отказа заполнили свои хранилища. В будущем году ждём роста цен при сокращении спроса.