Думаю, что главная неразрешимая проблема пока только одна, все остальные проблемы второго плана легко решаемы при условии разрешения главной. И эта главная проблема — алгоритм принятия решений при углублении интеграционных процессов между Россией и Белоруссией.

Иначе говоря, как объединиться так, чтобы не потеряли в своём суверенитете ни Беларусь, ни Российская Федерация. Основные опасения Минска по углублению интеграции связаны именно с этим моментом, потому что Россия — страна несравнимо более обеспеченная ресурсами и более мощная, чем Белоруссия, и углубление интеграции в рамках Союзного государства может обернуться слиянием и поглощением Белоруссии. Минск на такой вариант не согласен, потому что суверенитет — это национальная ценность Белоруссии, это неоспоримый факт.

Россия при этом тоже не согласна попадать в той или иной степени в зависимость от Белоруссии при углублении интеграционных процессов, не согласна с возможностью получения Минском права вето, которое будет означать возможность влияния на внутреннюю политику России, и не только внутреннюю.

Вот это я считаю главной проблемой, и в случае её разрешения все остальные вопросы — налоговый манёвр в нефтяной отрасли, цены на газ и тому подобные экономические вещи, которые чаще всего обсуждаются сейчас как нерешённые и нерешаемые проблемы, снимаются довольно просто.

При этом я как раз не считаю, что проблема принятия решений в Союзном государстве неразрешима. Она решаема. Я сторонник расширения формата интеграции.

Я считаю, что российско-белорусская интеграция будет наиболее успешной, если она будет не двусторонней, а в формате больших интеграционных проектов. Причём моё мнение не теоретическое, оно уже доказано на практике. 10 лет назад были ещё более, чем сегодня, ожесточённые споры Минска с Москвой, которые опять-таки касались цен на энергоносители и тарифов, по которым Беларусь должна получать их от России. Тогда Минск пытался искать какие-то альтернативные варианты, способы поставки, возможности поставки нефти из Венесуэлы, Кувейта и ещё бог знает откуда. Очень активно всё это обсуждалось, и даже предпринимались какие-то попытки. В итоге общее решение было найдено в создании Таможенного союза, который включает в себя не только Россию и Белоруссию, но и ряд других стран. Решение нынешних спорных вопросов я вижу именно в таких больших многосторонних интеграционных проектах, которые даже больше, чем Евразийский экономический союз, которые не ограничиваются даже постсоветским пространством. В конгломерате, в коалиции государств-союзников, взаимное влияние и усиление друг друга будут иметь не только страны, которые потенциально и ресурсно значительно уступают России и поэтому имеют угрозу в перспективе попасть от неё в зависимость (такие как Белоруссия), но и страны, которые по ресурсам и совокупной мощи равны России и даже превосходят её (такие как Китай или Индия, которые явно превосходят Россию в экономической плоскости). В таких интеграционных проектах суверенитеты всех стран будут абсолютно гарантированы.