Несмотря на то, что такие понятия, как «криптовалюта», «блокчейн», «майнинг» прочно вошли в нашу жизнь, однозначной официальной позиции в их отношении сегодня пока не существует. Например, в той же России большинство сравнивает их с финансовыми пирамидами. При этом разделяют два понятия — криптовалюта и блокчейн. И если к первому официальное отношение достаточно негативное, предполагается, что это своеобразная легализация незаконно полученных доходов, то блокчейн участники российского рынка рассматривают как технологию, которая с успехом может применяться в банковской сфере или в реестрах. Потому как блокчейн обеспечивает прозрачность сделок в тех случаях, когда возникает недоверие между двумя контрагентами. С помощью данной системы можно легко проверить достоверность документов, товаров или услуг участников сделки.

В принципе, и в той же криптовалюте также нет ничего криминального. Она используется инвесторами в качестве оплаты труда программистов по решению заказанных математических задач. К тому же продавец криптовалюты, как и за любой другой продукт, платит налог на её продажу. А производитель криптовалюты при уплате налога учитывает затраты на её производство. На сегодняшний день в виртуальном пространстве существует несколько сотен видов криптовалют.

С учётом того, насколько активно Республика Беларусь развивает у себя цифровую экономику, не случайно, что с конца 2017 года она стала и первой в мире страной, где было введено правовое регулирование бизнесов на основе технологии блокчейн. Этот очень серьёзный и большой шаг в развитии электронной коммерции был сделан благодаря подписанию президентом Республики Беларусь Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики». Фактически этим нормативно-правовым документом обеспечивается внедрение в белорусскую экономику технологии блокчейн, токенов и криптовалют. Причём главная особенность декрета в том, что он не предполагает ограничений и каких-либо особых требований к операциям с криптовалютами, а также деятельности операторов криптоплатформ. А сам майнинг и любые другие операции с токенами, которые осуществляют физические лица, не считаются предпринимательской деятельностью, а токены не подлежат декларированию.

Какой интерес всё это может представлять для России и Евразийского экономического пространства? Да самый что ни на есть прямой! Дело в том, что на территории ЕАЭС не существует единого подхода к нормативно-правовому регулированию использования криптовалют, майнинга, блокчейна. Каждая страна трактует это по-своему. И поэтому опыт использования «цифрового декрета» в Беларуси позволит не только выявить все достоинства и недостатки юридического регулирования бизнесов на основе технологии блокчейн, но и предоставит возможность другим странам ЕАЭС выработать единые подходы и требования к функционированию крипторынка.