Экономист Валерий Байнев, который когда-то приехал из России и уже долгое время работает в Минске, рассказал в интервью СОНАР-2050 о том, как, по его мнению, нужно строить политику в отношении союзного бюджета.

— Какие статьи расходов вы бы как экономист сократили в бюджете Союзного государства, а на развитие каких сфер, наоборот, выделили бы дополнительные средства?

— Что следует сократить, я сказать не могу. А дополнительные деньги я бы направил на реализацию союзных программ, проведение координированной индустриальной политики. В мире сейчас совершается четвёртая индустриальная революция, по сути дела, идут колоссальные тектонические сдвиги в технологиях и промышленности. Союзное государство должно развиваться в духе этой общемировой тенденции.

Надо усилить финансирование именно тех программ, которые связаны с координированной промышленной политикой, развитием производства, совместным выходом на рынки третьих стран и вытеснением конкурентов с нашего союзного рынка. Мы должны работать сообща, спиной к спине. Мне кажется, сегодня для нас это самое главное. Сейчас в мире происходит индустриализация на цифровой основе. Вот чем должны заниматься и мы.

— На других рынках все места уже, наверное, заняты. Как там найти место для нашей продукции?

— Наша продукция должна быть высокотехнологичной. К сожалению, мы в основном для дальнего зарубежья поставляем нефть и газ, отчасти сырьевые товары, но не машиностроительную продукцию, электронику. В этих сферах конкурентов надо вытеснять. Индустриализация сейчас актуальна во всем мире. И на это надо тратить деньги.

Мы — два великих народа и неоднократно учили и Запад уму-разуму, показывали своё превосходство. Поэтому потенциал у нас есть.

— Давайте вернёмся к бюджету Союзного государства. На ваш взгляд, на каких участках деньги используются неэффективно?

— Этот вопрос я не анализировал, поэтому так сходу ответить мне сложно. Мне кажется, дело не в том, что они используются неэффективно, их просто недостаточно для такого масштабного проекта, как Союзное государство. Мне кажется, эти расходы должны быть увеличены, бюджет должен быть в несколько раз больше, потому что проект сам по себе масштабный.

Скажу откровенно: в Беларуси понимают значимость Союзного государства, а в России мало кто задумывается, что это такое, чем это Союзное государство занимается. Россияне просто особо не ощущают этих преимуществ, поэтому, мне кажется, расходы должны быть резко увеличены. Значимость Союзного государства должна быть поднята до больших высот, в том числе на мировых рынках, на политической арене.

— Вы говорите, что денег не хватает, а на некоторых направлениях, наоборот, есть такая проблема, как недоосвоение средств.

— Да, такая проблема существует. На инновации, науку деньги действительно не расходуются. Дело в том, что на новые высокотехнологичные разработки просто нет спроса. А его может родить только растущая промышленность, развивающийся индустриальный комплекс. Потому что все инновации и высокотехнологичные разработки в конечном итоге используются в промышленности. Она самый главный потребитель инноваций и технологий. А поскольку у нас, на мой взгляд, промышленность пробуксовывает (и в Беларуси проблемы в промышленном комплексе, и в России тоже, кроме ВПК), то и возникают такие вопросы.

Если политика индустриализации экономики Союзного государства на цифровой основе станет, как на Западе, главным стратегическим проектом, то промышленность сама потребует инноваций, новых технологий, и неосвоенных денег не останется.