Закупорка Суэцкого канала с 23 по 29 марта 2021 года высветила широкой общественности (которая обычно не задумывается над тем, откуда в супермаркете каждое утро берутся бананы) сразу несколько важнейших аспектов мировой торговли. 

  1. Она ведётся в поистине циклопических объёмах. Контейнеровоз Ever Given перевозил более 18 тыс. контейнеров (более 200 тыс. тонн). К примеру, в 2017 году «Объединённая транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК) реализовала пилотный проект отправки длинносоставного контейнерного поезда из Китая в Брест с загрузкой 88 40-футовых контейнеров. Учитывая, что грузоподъёмность судов считается по т. н. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, то есть объём, равный объёму 20-футового контейнера), легко подсчитать, что для переправки всего, что было загружено в Ever Given, пришлось бы формировать более 100 таких поездов. 
  2. Несмотря на эти циклопические объёмы, количество путей, по которым ведётся торговля, а вернее, по которым проходит основной объём грузопотоков, сравнительно невелико. Через Суэцкий канал сегодня идёт 12 % мирового грузопотока. К моменту снятия Ever Given с мели в очереди скопилось 450 судов, а убытки мировой торговли от вынужденного простоя, согласно данным Lloyd's List, достигали 9,6 млрд долл. в сутки. 
  3. Наконец, объёмы этой самой торговли ежегодно увеличиваются. Так, если в 2000 году объём морских перевозок составлял 5,98 млрд тонн, то в 2010-м — 8,41 млрд тонн, а в 2019-м — уже 11,1 млрд. И все прогнозы говорят в пользу того, что этот прирост будет продолжаться даже несмотря на то, что за минувшие 20 лет он практически удвоился. 

Между тем за последнее время мы столкнулись уже с двумя факторами, которые способны если не парализовать, то сильно осложнить морские перевозки, а следовательно и глобальную торговлю. В этом году таким фактором оказалась блокада Суэцкого канала, причём это не было разовым событием — подобное периодически будет повторяться и вопрос лишь в том, как часто это будет происходить и как скоро оператор канала сможет возобновлять его работу. В прошлом году таким фактором выступила эпидемия COVID-19, которая тоже пока не отступила. 

Иными словами, миру нужны дополнительные транспортные маршруты. О них и пойдёт речь в данном исследовании.

Полная версия доклада под редакцией шеф-редактора СОНАР-2050 Семёна Уралова доступна для скачивания по ссылке (.pdf).