Бен
Ходжес, конечно же, теперь уже экс-главком Сухопутными войсками США в
Европе, однако его активность говорит о том, что из обоймы он отнюдь не выпал, а (учитывая род его занятий) хранится в арсенале. Так, совсем недавно на сайте
«Голоса Америки» появилось интервью Бена Ходжеса в программе «Настоящее
время. Итоги».
Беседа в основном была посвящена договору о РСМД — одной из топовых тем последних лет в отношениях России и США, а также теме гонки вооружений как таковой. Однако совершенно внезапно Бен Ходжес вспомнил о Беларуси и посвятил ей достаточно много времени в своём выступлении.
В частности, Ходжес упомянул о своём недавнем визите в столицу Беларуси в ноябре прошлого года. Тогда он посещал Минск в числе «представителей американских аналитических центров», что уже само по себе примечательно и хорошая зарубка на будущее.
«В числе небольшой группы я ездил в Минск. Это был незабываемый визит! Президент говорил о суверенитете Беларуси, о желании Беларуси быть самостоятельной, и это привлекло мое внимание... Меня восхитило мужество президента Лукашенко, который сказал: "Нам не нужны российские войска в Беларуси. Мы можем сами себя защитить"», — вспоминал Ходжес в интервью о своём визите.
И тут одно из двух. Либо экс-главкому неточно переводили, либо он сам творчески переосмыслил слова белорусского лидера. Несомненно лишь то, что в начале ноября Лукашенко говорил американским аналитикам нечто совершенно иное.
«Мы в союзе с Россией — в военно-политическом союзе. Будет здесь база военная или не будет — разницы абсолютно никакой нет. И мы эту базу не размещаем здесь не потому, что мы хотим вам или кому-то показать: вот мы какие суверенные и независимые. Мы её не размещаем здесь потому, что она не нужна. Те вооружённые силы, которые мы здесь реформировали четырежды... в состоянии обеспечить нашу безопасность и выполнить свои функции лучше, чем любое другое государство, в том числе Россия», — вот что дословно сказал тогда белорусский президент.
Между тем Бен Ходжес оказался в Беларуси не вдруг. И то верно: аналитиков других что ли нет в США? ЗА пару недель до визита (конец октября 2018 года) на телеканале «Белсат» появилось интервью генерала, в котором он также говорит о России, Беларуси и выражает стремление посетить последнюю в самом скором времени.
Кстати, тезисы о сопротивляющейся России Беларуси, о военной базе — всё это звучит уже тогда. В принципе, Бен Ходжес мог бы не тратить время на свой визит и продолжать раздавать интервью с собственным пониманием российско-белорусских отношений.
Впрочем, это не означает, что интервью экс-командующего — набор хохм от отставного вояки: «Мы должны делать всё, что мы можем, чтобы поддержать Беларусь. Поддержать их стремление к демократии, рыночной экономике, дать им альтернативу тотальному давлению со стороны России». Сравним эти слова с последним интервью:
«Я думаю, что мы должны найти способы инвестировать в Беларусь... Особенно в компьютерные технологии. Мне кажется, в этой области есть очень большой потенциал, особенно для белорусской молодёжи. Нет никакой спешки, но мне кажется, что в своё время Америка проявила некоторую близорукость, концентрируясь только на правах человека. Из-за того, что мы были озабочены правами человека в Беларуси, мы ничего там не делали. Не вели никакие программы, и не было никакого сотрудничества».
Т. е. тут уже речь не просто о поддержке. Человек явно потратил время, чтобы оценить приоритеты Лукашенко во внутренней политике. То, что это именно IT-сектор, — не бог весть какая сенсация. Однако будем честными: часто ли мы слышали о готовности представителей США инвестировать в Беларусь, а уж тем более в компьютерные технологии?
И это не просто слова отставного военного. CМИ по старой памяти титруют Ходжеса как генерала и экс-командующего. Однако сегодня он — эксперт Центра по анализу европейской политики. Структуры, финансируемой Госдепом США.
Напомним, что когда-то в отношениях двух стран царили совсем иные настроения. К примеру, спецпредставитель Госдепа США по Сирии Джеймс Джеффри на недавней Мюнхенской конференции по безопасности заявил: «Нет, мы не призываем [к уходу Башара Асада]. Мы призываем к значительным изменениям в поведении режима».
Многие похихикали над таким переобуванием в воздухе, а ведь оно происходит уже не впервые. 15 лет назад позицией США было «Лукашенко должен уйти» — точно так же, как должен был уйти Асад, а теперь ещё и Николас Мадуро.
21 октября 2004 года — примечательная дата. В этот день тогдашний президент США Джордж Буш — младший подписал «Акт о демократии в Беларуси», которым:
- вводились санкции в отношении белорусских компаний и высших чиновников;
- гарантировалась материальная и информационная поддержка белорусской оппозиции и оппозиционным СМИ;
- США отказывались признавать легитимной действующую власть.
Документ, к слову, до сих пор действующий, последующие президенты его не отменяли, лишь задвинули поглубже в дипломатический чулан. Т. е. Ходжес, по сути, хвалит Лукашенко, который по американскому же закону нелегитимен.
Но ничего странного тут на самом деле нет. Можно не сомневаться, что, если дело всё-таки дойдёт до обсуждения инвестиций, «Акт» вытянут обратно на свет со словами: «Мы уже готовы, но тут вот обнаружилась такая заминка. И мы, конечно, не можем просто так отменить такой закон, конгрессмены не поймут, нужно идти им на уступки».
Хотя на самом деле торговаться должна как раз Беларусь. Тот же Ходжес жалуется, что после 2014 года США пришлось нарастить европейскую группировку. В результате сегодня общее количество войск США в Европе составляет 60–65 тыс. человек и до 650 единиц бронетехники (при этом в 2013 году: 24 тыс. и 0 единиц). Их содержание — миллионы долларов ежегодно, гораздо больше инвестиций, которые можно было бы пообещать Беларуси. Поэтому показное восхищение Ходжеса смелостью Лукашенко и его щедрость имеют вполне прозаичное толкование.
Ну и, наконец, всё говорит в пользу того, что именно Ходжес курирует Беларусь в аналитической структуре, которую теперь представляет.