В июне в России стартуют экспериментальные учения с использованием боевых машин поддержки танков «Терминатор-2».


За последние 50 лет численность городского населения в мире увеличилась вдвое. В некоторых регионах, например, в Восточной Европе, количество населённых пунктов на единицу площади возросло в 3,5 раза. А на Ближнем Востоке территория, занимаемая городами, расширилась в пять раз. Как следствие, и боевые действия всё больше переносятся в города, где танки становятся особенно уязвимыми перед пехотой со всевозможными гранатомётами.

Проанализировав опыт войны в Югославии и Ираке, российские военные пришли к выводу о необходимости создания боевой машины поддержки танков. В результате работы инженеров и конструкторов на свет появился первый «Терминатор».

Подход специалистов «Уралвагонзавода» к решению задачи в корне отличался от принятого в странах НАТО, где для поддержки танков пытались просто усиливать бронетранспортёры. Российские инженеры доказали, что даже у очень тяжёлой БМП в городском бою практически нет шансов на выживание. Поэтому они взяли хорошо освоенное и надёжное шасси от танка Т-72, немного доработали, усилили бронирование и заменили башню на необитаемый модуль с дистанционным управлением. Навесили на всё это 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемёт ПКТМ, четыре ракетных комплекса «Корнет» и два автоматических гранатомёта АГ-17Д.

То, что получилось, назвали «Рамка-99», но позже к изделию привязалось прозвище «Терминатор».

Но мало просто создать хорошую машину, необходимо ещё и определить её место в бою. С этим возникли сложности. Пройдя к 2006 году по полигонам больше 10 тыс. километров, отстреляв вагон патронов и снарядов, запустив десятки ПТУР, «Терминатор» правильность самой концепции технического облика БМПТ однозначно подтвердил, однако и замечаний к конкретному решению оказалось много. В первую очередь, из-за уязвимости его оружия к стрелковому огню противника.

В результате доработки на свет появился «Терминатор-2». Ему добавили вторую пушку, ракетные комплексы заменили на комплекс «Атака-Т», гранатомёты оставили, а экипаж сократили до трёх человек: механика, командира и стрелка. В таком виде машина отправилась на испытания в Сирию.

Вскоре на неё поступили заказы из Казахстана. Там посчитали, что по своему потенциалу один «Терминатор» способен заменить до 2,5 БМП и до четырёх БТР, а по огневой мощи превосходит два мотострелковых взвода. К похожим выводам пришёл и Алжир, который, если верить прессе, заказал себе 300 единиц второй версии нашего «Терминатора».

Это только начало

Впрочем, это не конец его истории, а только начало. Теперь необходимо определиться со схемой тактического применения «Терминаторов» в бою для российской армии. Исходя из неё, определить окончательные конфигурации вооружения и количество машин, необходимых в войсках. Для этого в 90-й танковой дивизии в Челябинской области и создана экспериментальная рота, оснащённая новыми «Терминаторами».

И хотя в мире споры о необходимости БМПТ всё ещё продолжаются, а НАТО по-прежнему пытается создать свой «неубиваемый бронетранспортёр», Армия обороны Израиля внезапно стала склоняться к российскому подходу. Взяв за основу шасси танка «Меркава», усилив его дополнительным бронированием и заменив башню на необитаемый боевой модуль, они получили боевую машину «Намер». То есть косвенно подтвердили перспективность российского решения проблемы.