Президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в апреле нынешнего года заявил о сокращении общего числа аспирантов за последнее десятилетие фактически в два раза. «В России происходит снижение численности аспирантов: если в 2010 году их число составило 157 тыс. человек, то в 2019-м — 84 тыс. человек. А доля окончивших аспирантуру с защищённой диссертацией в 2019 году составила 10 %, а в 2020 году ещё меньше — 8,9 %» — отметил чиновник. Выступление Александра Сергеева — повод ещё раз порассуждать на часто поднимаемую последние годы проблему, в том числе на высоком и высшем уровне, связанную с послевузовским образованием. Эта тема неоднократно затрагивалась и президентом России Владимиром Путиным, выражавшим озабоченность относительно положения дел в отечественной аспирантуре и указавшим на существование там «системных проблем». После принятия в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствие с которым аспирантура перестала быть «послевузовским образованием» и стала считаться третьей ступенью в системе высшего образования, резко снизилось число людей, защищающих по её итогам кандидатские диссертации, по словам президента таковых насчитывается около 12 %. Глава государства является последовательным сторонником «научной аспирантуры», которая обязательно должна заканчиваться защитой диссертации. В частности, в январе 2019 г. на встрече с главой РАН президент поддержал позицию структуры относительно исключительно научного статуса аспирантуры и заявил, что «она не должна быть просто продолжением высшего образования, но должна готовить молодых учёных, которые будут осуществлять прорыв в российской науке».

Аналогичной точки зрения придерживаются и многие другие представители академического сообщества. Например, проректор по научной работе ПсковГУ А. Истомин считает, что «в аспирантуре люди должны заниматься наукой прежде всего, она для этого и существует». Его позицию поддерживает профессор КБГУ С. Хаширова, заявившая о том, что «при существующей системе обучения, если человек хочет заниматься наукой, ему вообще невыгодно поступать в аспирантуру». «Потому что в аспирантуре приходится опять ходить на лекции, заниматься наукой не может. Человеку уже 22 года и он решил, что пойдёт в науку, а его опять продолжают учить.».

Массовая критика положения дел в аспирантуре подтолкнула российские органы власти к принятию поправок и частичному возвращению к «старым порядкам». Так в декабре 2020 года Государственной Думой были внесены поправки в закон об образовании относительно обучения и аттестации в аспирантуре. В соответствие с ними, для успешного прохождения итоговой аттестации, выпускник обязан будет предоставить де-факто «черновой вариант» диссертации, который представляет собой близкий к окончательному текст и пройти с ним процедуру аналогичную предзащите. В настоящий момент требуется предоставить лишь научный доклад, который является своего рода аналогом автореферата и включает лишь текст введения и общие выводы. Кроме того, на аспирантуру теперь не будут распространяться ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты), которыми были недовольны многие учебные заведения, их заменят федеральные требования к аспирантуре, которые дают гораздо больше автономии университетам, и не будут требовать от них регулярной аккредитации. Принятые поправки, вероятно, с формальной точки зрения возможно и улучшат ситуацию, но в тоже время они не решают ряд фундаментальных проблем, типичных не только для России, но и для других стран ЕАЭС, о которых и пойдёт речь в данном докладе. Кроме того, в нём будет уделено внимание проблеме единого подхода к вопросу послевузовского образования в рамках ЕАЭС, где де-факто так и не выработан единый подход к послевузовскому образованию.

  • Ведущие страны ЕАЭС — Россия, Белоруссия и Казахстан — за последние 20 лет провели реформирование системы подготовки научно-педагогических кадров, во многом обусловленное встраиванием этих государств в Болонский процесс в сфере высшего образования. При этом реформы в каждой из указанных стран были проведены в разной степени и подчас с существенной национальной спецификой.
  • Ключевыми проблемами современной российской аспирантуры являются: сохранение академической нагрузки на аспирантов, значительная часть которой проходит в очном режиме, препятствуя нормальному трудоустройству аспирантов, недостаточный уровень социальных льгот и в целом финансового обеспечения молодых учёных (прежде всего в виде стипендий в период обучения).
  • Первый опыт присвоения по окончании аспирантуры квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» показал, что данная квалификация де-факто не встраивается в уже сложившуюся иерархию и, по сути, не даёт никаких преимуществ при трудоустройстве даже в научной и образовательной сфере.
  • По-прежнему существуют неравные условия получения степени для аспирантов ведущих вузов (особенно столичных) и большинством других (преимущественно региональных). Во многих «второсортных» вузах до сих пор существуют диссертационные советы максимально лояльные к соискателям и регулярно пропускающие низкокачественные работы, которые потом не аннулируются и ВАК.
  • Беларусь с 2015 года также является полноправным участником Болонского процесса. В то же время, Минск, в отличие от Москвы, пока не предпринимал попыток существенно реформировать послевузовское образование.
  • В целом белорусская система близка к российской, но, в отличие от неё, аспирантура является именно послевузовским образованием, а не третьей ступенью высшего. Белорусские аспиранты, в отличие от российских, значительно меньше отягощены необходимостью посещать занятия, хотя и в РБ определённая учебная деятельность в аспирантуре все же сохраняется.
  • В Беларуси, в отличие от РФ, не отмечается существенного снижения общего числа аспирантов. Их численность в последние 10 лет (после реформы 2011 года) колеблется в районе 5 тыс. В то же время наблюдается снижение числа выпускников, особенно в ведомственных аспирантурах.
  • Казахстан стал одним из наиболее активных проводников реформ системы высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров по западным лекалам в рамках Болонского процесса. Республика одной из первых в СНГ перешла на кредитную систему в высшем образовании и ввела трёхступенчатую систему подготовки (бакалавриат — магистратура — докторантура PhD). Проведённая реформа подготовки научных кадров не решила всех накопившихся проблем, в результате чего страна продолжает сталкиваться с оттоком специалистов из научной сферы в другие области (прежде всего в бизнес), сохраняется достаточно высокий уровень коррупции при присвоении учёных степеней, формирование национальных научных школ идёт крайне медленными темпами.
  • Характерной проблемой для казахстанской докторантуры является и вопрос наличия обязательных научных публикаций для допуска к защите диссертационного исследования, спорным является также подход казахстанских властей к регулированию вопроса языковой подготовки и языковых требований, предъявляемых к докторантам: согласно нововведениям казахстанского руководства впредь будет необходимо наличие варианта текста диссертации на казахском языке, даже если сама работа изначально написана на русском или ином языке.
  • Казахстанская система, предполагающая присвоение степени PhD и ликвидацию не только классической аспирантуры, но и докторантуры, не согласуется с российской и белорусской системами, где помимо кандидатов наук до сих пор сохраняются и учёные степени докторов наук. Отсюда проистекает проблема приравнивания казахстанской степени либо к кандидатской, либо к докторской соответственно.
  • Вопрос единообразия учёных степеней важен и для процесса евразийской интеграции, так как самым непосредственным образом отражается не только на научной кооперации, но и на экономической составляющей деятельности учёных в части заработной платы и получения соответствующих должностей (для большинства из которых требуется наличие определённой степени). Примечательно, что в рамках ЕАЭС до сих пор окончательно не урегулирован вопрос взаимного признания документов об учёных степенях в государствах членах.
Полная версия доклада под редакцией шеф-редактора СОНАР-2050 Семёна Уралова доступна для скачивания по ссылке (.pdf).