На севере России приступили к строительству крупного незамерзающего порта для перевалки угля. Это, безусловно, позитивная новость не только для экономики России, но и для Казахстана, который станет одним из активных пользователей нового комплекса. А вот для Прибалтики и Украины это, напротив, невесёлая весть, грозящая тяжёлыми последствиями. Почему всё опять так складывается, поговорим далее.

Новый порт

В Мурманской области на западном берегу Кольского залива началось строительство порта «Лавна». Крупный проект, реализующийся в рамках развития мурманского транспортного узла, включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн. В проект будет вложено свыше 24 млрд рублей.

Строительство комплекса в Кольском заливе обусловлено тем, что его акватория не замерзает и способна принимать крупнотоннажные суда круглый год. Это выгодно отличает комплекс «Лавна» от других портов страны. Уже через 3 года грузооборот порта достигнет 18 миллионов тонн в год.

Новая стройка органично вписывается в стратегию России по отказу от прибалтийского и украинского транзита. Эта стратегия без пафоса уверенно реализуется на протяжении последних десяти лет и сейчас вступает в важную стадию реализации.

Жизнь без «агрессора»

Долгое время и Прибалтика, и Украина выполняли для России важные транзитные функции. Через территорию этих государств в Евросоюз шли составы с российскими товарами. Доходы от грузового транзита формировали до 15% ВВП Прибалтики, то есть являлись стратегически важной сферой. Однако именно сами прибалтийские ястребы сделали всё возможное для разрыва этих связей. Непрекращающаяся антироссийская риторика, вплоть до прямых оскорблений, размещение дополнительных войск НАТО, попытки пересмотра истории, скандалы с памятниками и многое другое.

Всё это привело к тому, что Россия начала строить свои новые перевалочные мощности и модернизировать имеющиеся. В результате за последнее десятилетие грузооборот увеличился вдвое, а прибыль Прибалтики от транзита вдвое уменьшилась. Только за 10 месяцев прошлого года грузооборот Таллинского порта сократился более чем на 9%, Рижского свободного порта — на 7,6%. А та же «Латвийская железная дорога» после ухода российского транзита вынуждена обслуживать только внутренние грузы.

И это только начало. Россия не собирается останавливаться. Вкладываться в собственную инфраструктуру оказалось выгоднее, чем пользоваться услугами капризных соседей. Помимо упомянутого порта «Лавна», в данный момент в Тамани строится крупный и первый в России терминал по перевалке аммиака и карбамида. Сейчас в стране функционируют 67 морских портов, пропускающих через себя почти две трети всех внешнеторговых грузов. Однако их мощности с учётом растущего экспорта всё равно не хватает. А значит, будут строиться и новые объекты.

Рука дающего

В очередной раз осознав всю безысходность складывающейся ситуации, прибалтийские львы решили для компенсации потерь развивать обратный транзит — из Евросоюза в Россию. Однако сами признали, что его прибыльность и объёмы не идут ни в какое сравнение с трафиком из России.

Не стоит думать, что мы злорадствуем. Русофобия наших соседей в первую очередь вынужденная, продиктованная из Брюсселя и Вашингтона. От неё страдают и многие русскоязычные жители Прибалтики, которые весьма доброжелательно настроены к нашей стране. Но пусть и они поймут нас правильно — продолжать кормить тех, кто кусает твою руку, занятие в высшей степени опасное и бесперспективное.