В Подмосковье состоялись очередные учения по вождению зенитно-ракетных комплексов Тор-М2. Эта уникальная разработка вскоре должна совершить межвидовой переход и получить ещё и улучшенную морскую версию.

 

До недавнего времени Пентагон и НАТО были уверены в своей способности в любой момент и в любое время захватить и удержать господство в воздухе над полем боя, тем самым обеспечивая своей «пехоте» гарантированное превосходство.

И какое-то время они были не очень далеки от истины, так как наша армейская ПВО обеспечивалась лишь переносными ЗРК «Стрела» с дальностью стрельбы до 3 км и визуальным наведением. А чтобы не подставляться под эти стрелы, авиация НАТО стала внедрять планирующие авиабомбы и крылатые ракеты малой и средней дальности, запускать которые было возможным без захода в зону огня нашей армейской ПВО.

Исправить такое недоразумение мы смогли с помощью подвижного комплекса «Тор», обеспечивающего уничтожение воздушных целей на дальности до 15 км как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Появление «Тора» в войсках с 1983 года запустило новый этап ожесточённой гонки. Теперь авиация НАТО училась прятаться в помехах и атаковать на сверхмалых высотах, а российские инженеры наращивали дальность перехвата и повышали вероятность поражения цели первой ракетой.

Появившаяся следом модификация ТОР-М1 уже первым выстрелом сбивала истребитель F-15 с вероятностью до 75 %, крылатую ракету ALCM — до 99 %, вертолет Хью Кобра — до 98 %. На открытие огня требовалось до 7,5 секунд с неподвижной позиции и до 10 секунд – с короткой остановки на марше. Однако это был не предел совершенства.

Морской молот

Следующая модификация ТОР-М2 умела вести стрельбу вообще без остановок, на ещё большую дальность и с ещё более высокой эффективностью.

По итогам собственного моделирования в штабах стран НАТО, а также российских учений Запад —2019 и Кавказ — 2020, Пентагон признал, что российская механизированная или танковая бригада по плотности и эффективности своей ПВО в 24 раза превосходит аналогичную структуру армии США или Бундесвера. Так что битву за небо над сушей Россия у Североатлантического альянса уверенно выигрывает, так как даже близкого аналога у войск НАТО на данный момент нет.

Но и на этом мы не остановились. Дальнейшее совершенствование «Тора» идёт по трем направлениям.

Во-первых, продолжается модернизация элементной базы, обеспечивающей рост устойчивости к воздействию РЭБ, повышение надежности перехвата и вероятности поражения первой ракетой.

Во-вторых, разрабатывается плавающая версия сухопутного шасси, что сильно расширить подвижность зенитных дивизионов.

И, наконец, в-третьих, создается морская версия «Тор-М2КМ» для дополнения или замены корабельных ЗРК «Кинжал». В октябре 2016 года её впервые испытали с палубы фрегата «Адмирал Григорович». Так «Тор» становится универсальным межвидовым комплексом ПВО ближнего радиуса. И, по всей вероятности, первым его морским носителем станет проходящий сейчас испытания после модернизации крейсер «Адмирал Нахимов». О чём мы вам ещё обязательно расскажем.