В конце января на совещании членов правительства у президента Беларуси Александра Лукашенко поднимался вопрос информационной безопасности.


В числе прочего Лукашенко упомянул, что этот вопрос он будет обсуждать с Владимиром Путиным во время встречи, запланированной на 13 февраля. При этом, говоря об этой проблеме, белорусский  президент откровенно намекнул на вакханалию, которую после начала активного обсуждения темы углубления интеграции СГ мы вот уже полтора месяца наблюдаем в белорусских и российских СМИ: «Холодная или горячая война никогда не начинается без информационного давления и противоборства».

Т. е. в целом понятно, что собирается обсудить с российским президентом белорусский лидер. Оппозиционная белорусская пресса — с ней всё понятно. Однако вполне лояльные власти российские СМИ пишут и говорят о Беларуси и СГ такое, что на голову не натянешь. В общем, есть что обговорить.

Однако на совещание внезапно откликнулась как раз та самая оппозиционная пресса. Tut.by разместила материал «Семь конкретных мер по укреплению инфобезопасности Беларуси». Залог информационной безопасности, по мнению авторов материала и редакции ресурса, — в ограничении вещания российских телеканалов и сокращении доли российского медиаконтента в информационном пространстве Беларуси. В противовес увеличению доли европейских каналов и контента, разумеется.

Поэтому даже неудивительно, что один из авторов материала (некий Андрей Елисеев) трудится директором по исследованиям центра EAST (Варшава).

В интернете можно узнать, что центр этот — «независимый междисциплинарный исследовательский центр в Варшаве, ориентированный на исследования постсоветского и восточноевропейского пространства». Возник он не так давно, в сентябре 2016 года, и специализируется на «исследованиях в области миграции, средств массовой информации и коммуникации, включая дезинформацию СМИ в Центральной и Восточной Европе, изучении внутренней и внешней политики в странах Восточной Европы, а также исследовании интеграции в Евразии».

Т. е. структура эта — одна из ячеек сети, которой в последние несколько лет планомерно оплетаются страны, входящие в ЕАЭС.

Подробнее об этом — в программе «Ничего личного», гостем которой не так давно стал наш шеф-редактор Семён Уралов.


От безопасности информационной — к дипломатической и инфраструктурной. Накануне пуска БелАЭС Беларусь получила ощутимый тычок от Европы. Стороны Конвенции Эспо, собравшись в Женеве, приняли решение, которого уже давно добивалась Литва: признали, что Беларусь нарушила конвенцию, поскольку в своё время не потрудилась обосновать перед сторонами соглашения выбор площадки строительства станции.


Впрочем, это тычок и для России. Ведь «Росатом» имеет соглашения о постройке энергоблоков в Финляндии и Венгрии, и белорусский прецедент наверняка будет всплывать каждый раз, когда эти страны будут согласовывать строительство энергоблоков с соседями.