Монголо-татарское завоевание русских земель стало подлинной катастрофой, отразившейся на всех сферах жизни древнерусского общества.

Оно фактически приостановило создание единого народа, складывавшегося на территории Киевской Руси.

В данной статье я хочу описать восстания против татар, которые подымали порабощённые русские города вплоть до окончательной победы русского оружия. К сожалению, все они заканчивались трагически. Каждый город оборонялся собственными силами, а потому был обречён против многочисленной и вооружённой до зубов татарской рати. Впрочем, иногда русским князьям удавалось отвести от восставших гибель путём многих уступок иноземным завоевателям. Особенно преуспел в этом московский князь Иван Калита, фактически прекративший на долгие годы масштабные татарские нашествия.

Противостояние русских князей Орде — отдельная тема для дискуссии. В народных восстаниях против татар они предпочитали не участвовать, в лучшем случае оставаясь нейтральными. Иногда (как в случае с тверским князем Александром Михайловичем) народный протест откровенно противоречил их интересам. Тверское княжество после восстания 1327 года на долгий срок утратило статус главного соперника Москвы, а его территория подверглась колоссальному разгрому.

Впрочем, кое-чего восставшие всё-таки смогли добиться. Золотоордынские ханы постепенно отказались от института баскаков и поручили собирать дань местным князьям. Это значительно сократило произвол и насилие со стороны татарских чиновников, отныне почти не покидавших пределы своих дворов в русских городах.

Новгород против татар

Территория Новгородской республики не была завоёвана в ходе монголо-татарских походов и долгое время сохраняла видимость независимости от Золотой Орды.


Её роковой час наступил в 1257 году, когда татары приняли решение переписать население, дабы упростить сбор дани, составляющей десятую часть доходов.

Разумеется, свободолюбивые новгородцы не могли спокойно смотреть на то, как их превращают в бессловесных рабов. Они встретили прибывших татарских баскаков оружием и перебили их, а потом фактически прекратили подчиняться владимирскому князю Александру Невскому, считавшему Новгород своей вотчиной.

Любопытно, что на стороне восставших выступил сын Невского — Василий, который в данном случае пошёл против интересов своего отца. Это один из немногих случаев, когда высшая знать принимала непосредственное участие в народных восстаниях.

Новгородский мятеж не мог остаться без внимания Орды, заинтересованной в полном контроле над русским улусом. Впрочем, хан предпочёл разобраться с восставшими не с помощью карательного отряда, а русскими руками. Очень может быть, что на этом настоял сам Александр Невский, который был заинтересован в спасении древнего русского города. Как бы там ни было, от поддержки татарской рати он отказался и отправился на покорение восставшего Новгорода с русским отрядом.

Город покорился лишь после осады, в ходе которой князь Василий Александрович бежал в Псков. Осознавая бессмысленность сопротивления, новгородцы открыли перед Невским ворота и согласились на перепись. Город при этом не был подвергнут разгрому, хотя владимирский князь и сурово наказал главных участников восстания.

Впрочем, прибытие баскаков в 1259 году едва не привело к новому восстанию. Очевидно, что приезжие татары вели себя в вольном городе как хозяева. Наученный горьким опытом, Невский лично сопровождал переписчиков, поэтому самого страшного удалось избежать. С 1259 года новгородцы стали платить ежегодную дань, но при этом отдавали её непосредственно князю, а не баскакам.

Даже принуждённый к дани, Новгород сохранил свою относительную независимость. На долгие годы он стал важным культурным центром Северо-Восточной Руси, а также оплотом русской средневековой демократии.

1262 год

Через 5 лет после новгородского восстания сопротивление татарам охватило многие города Владимирского княжества.

Здесь ситуация была гораздо сложнее, чем в Новгороде, так как татарские баскаки непосредственно вмешивались во внутренние дела княжества. Часто они позволяли себе не только насилие в отношение местных жителей, но и глумление над их религиозными чувствами.

Характерный случай произошёл в Ярославле. Бывший монах Зосима, принявший ислам, колол топором иконы и глумился над крестом и церковью. Всё это поощрялось местным баскаком Титяном, незадолго до восстания прибывшим в город.

К сожалению, мы очень мало знаем об отношениях местных жителей и татар. После восстания 1262 года татарские баскаки покинули пределы Северо-Восточной Руси, уступая право собирать дань русским князьям. Любопытно, были ли случаи сотрудничества с татарами единичными или же «оккупационная администрация» пыталась опираться на местных предателей? Что характерно, Орда на тот момент ещё не исламизировалась, это произошло лишь при хане Узбеке в XIV веке.

Так или иначе, но, не выдержав насилия, жители Владимира, Суздаля, Переяславля, Ростова и Ярославля практически одновременно подняли восстания против татарской администрации.

Я не исключаю того факта, что Александр Невский был тайным инициатором выступлений, так как он был кровно заинтересован в том, чтобы институт баскаков навсегда прекратил свое существование.

Восставшие перебили татар и местных предателей, а также прекратили платить дань Орде. Впрочем, народные выступления носили скорее стихийный характер и не были рассчитаны на длительное противостояние. Как и в случае с Новгородом, татары предпочли расправиться с мятежниками русскими руками. Для этого они опять заставили местных русских князей направить против восставших городов карательные отряды.

Впрочем, я сомневаюсь, что расправа была очень жестокой. Очевидно, что Невскому было выгодно лишь создать видимость наказания, но при этом сохранить страну от разгрома и тотального уничтожения.

Тверь в 1327 году

Тверское восстание было последним крупным выступлением русских людей против татарской администрации.

Что любопытно, баскаков на тот момент в русских городах уже давно не было. Приезд Чол-хана, доведшего город до мятежа, в некотором смысле был дружественным для тверского князя Александра Михайловича.


Впрочем, о причинах поведения татар, фактически вернувшихся к практике первых лет завоевания, нам судить сложно.

Мятеж против татар вспыхнул стихийно в ответ на насилия, творимые на улице. Последней каплей стала попытка отобрать лошадь у дьяка Дудко, направлявшегося к водоёму. Горожане ударили в набат, город поднялся одномоментно. Посол Чол-хан, попытавшийся оказать сопротивление во дворе князя, был перебит вместе со всем своим отрядом. Очевидно, что в плен татар не брали, слишком велика была ненависть против них.

Вместе с татарами погибли и мусульманские купцы, бывшие в городе.

Князь Александр Михайлович пробовал остановить восставших, но не преуспел в этом. Впрочем, княжеская дружина не оказывала помощь татарам, осаждённым в княжеском тереме.

Восстание в Твери было подавлено, как и предыдущие, но на этот раз совместными усилиями русских и татар. Летопись не сохранила упоминания о том, пытался ли город сесть в осаду. Скорее всего, его жители разбежались по окрестным лесам, так как сопротивление было заведомо обречено на провал.

Тверской князь не стал ждать татарского нашествия и бежал из города вместе со своей семьёй. Через некоторое время он вымолил для себя прощение у хана Узбека, но потом был оговорён и убит в Орде.

Многолюдное прежде Тверское княжество было окончательно разорено. Его восстановление заняло долгие годы. Лишь один тверской князь (Михаил Александрович) после событий 1327 года дерзнул покуситься на Владимирское княжество, но был разбит.

Итоги восстаний

Из всех восстаний против татар события 1262 года стоят особняком. Горожанам ценой неимоверных жертв удалось заставить татар убраться с русской территории.

На южнорусских (украинских) землях татары задержались намного дольше. Лишь Ольгерд, разгромивший их на Синих Водах, смог избавить страну от ужаса иноземного ига.

Внесли ли народные восстания какой-то вклад в общерусское дело борьбы с татарским игом? Безусловно, ведь людям удалось показать татарам, что их непосредственное присутствие в городах может быть чрезвычайно опасным.

Удалив татар, Иван Калита смог уберечь землю от разорения и помочь своим потомкам собрать силы для Куликовской битвы.

Участие русских людей в восстаниях показывает, что они не были бессловесным быдлом, которым мог помыкать любой желающий. Поняли это и татары, которые решили, что собирать дань им гораздо проще через русских князей.

Дополнительную литературу о восстаниях вы можете найти в исторических монографиях, посвящённых средневековой русской истории. Особенно много фактов о них содержится в дореволюционных биографиях Александра Невского, посвящённых его отношениям с Золотой Ордой.