«Стратегическая» пауза в российско-белорусских отношениях и президентские выборы толкают белорусскую власть к усилению контроля над медийным пространством, рамка для которого в прошлом году была задана принятой Концепцией информационной безопасности.

Первым под усиливающийся контроль вполне закономерно попадает телевидение  его любая уважающая себя власть (за исключением украинской, где ТВ контролирует олигархия, а не государство) контролирует лучше всего в силу физического расположения телевизионной инфраструктуры на территории страны и огромной аудитории.

Обеспечить контроль над ТВ-пространством без специализированных систем (телеметрии), которые отслеживали бы предпочтения аудитории, невозможно.


Люди старшего и среднего поколения помнят, как в одной из финальных игр «Что? Где? Когда?» на излёте Советского Союза зрителям было предложено на минуту выключить свои телевизоры. Тогда прямо было сказано, что за это время за счёт фиксации изменений ряда параметров применимо к определённой телевизионной частоте точно определят, сколько людей смотрят эту передачу. Затем прозвучало и десятизначное число. С точностью до человека. Это и была первая демонстрация телеметрии в СССР.

В США и Западной Европе, правда, тогда уже было развито кабельное вещание, что позволяло операторам кабельных сетей фиксировать переключения с одного канала на другой. Затем наступила эпоха «пиплометров»  устройств, отслеживающих нажатие кнопок на телевизионных пультах, которые бесплатно раздавали телезрителям.

Проще говоря, без телеметрии неясны предпочтения телезрителей, что заставляет телеканалы работать «вслепую» с использованием фокус-групп, а также лишает рекламодателей уверенности в том, что их реклама достигнет целевой аудитории во время того или иного шоу.

Поэтому Белорусский институт стратегических исследований (БИСИ) разработал свою систему телеметрии.


Заказчиком выступило ООО «Телевизионный рекламный альянс» — государственный монополист в продаже ТВ-рекламы, который был создан в РБ в сентябре 2019 года. Потенциальные рекламодатели обязаны заключить контракты с альянсом, чтобы их ролики вышли на телевидении.

Разрабатывалась система телеметрии группой IT-специалистов БИСИ, работавшей в тесном контакте с представителями телеканалов и специалистами в области рекламы. Планируется, что единый белорусский независимый измеритель будет запущен до конца нынешнего года.

Стоит отметить, что в России, например, ещё с 90-х годов телеметрией занимается компания TNS, ныне известная под брендом MediaScope. Кроме того, телеметрией в более чем сотне стран мира занимается компания Nielsen.

К началу июля 2016 года в 5,4 тыс. домовладений в 77 городах России стояли «пиплометры» компании TNS. С их помощью было точно известно, что и когда смотрит этот социологический «срез» телеаудитории. Позднее компания перешла на установку считывающего оборудования на серверы IPTV-операторов.

Примечательно, что TNS, когда зашла на российский рынок, принадлежала британскому холдингу WPP. Но летом 2016 года были приняты поправки в законы «О СМИ» и «О рекламе», запрещавшие иностранным компаниям заниматься телеметрией на территории России. Данным видом деятельности разрешили заниматься лишь тем юридическим лицам, доля иностранного капитала в активах которых не превышает 20 %.

Тогда WPP продала 80 % своих акций социологическому агентству ВЦИОМ, который создал «дочку» ВЦИОМ-Медиа, единственное предназначение которой  исследование аудитории средств массовой информации.

Фактически в РБ планируется не просто создать по примеру ВЦИОМ-Медиа единый социологический измеритель, но и полностью монополизировать в руках государства телевидение: частные телеканалы в РБ отсутствуют, частные сейлс-хаусы рекламы тоже ушли в прошлое, к концу года и телеметрией будет заниматься государственная структура. Компаниям наподобие Nielsen, скорее всего, уже в ближайшей перспективе придётся смириться с появлением если не государственного монополиста на рынке, то как минимум конкурента. Ранее было принято решение «очистить» эфиры иностранных кабельных ТВ от рекламы, что дополнительно увеличит доходы белорусских телеканалов.

То есть государство с помощью данных телеметрии будет лучше понимать, что, когда и как смотрят белорусы, получит возможность отслеживать реакции и корректировать контент на ТВ, в том числе в рамках тех 30 %, которые телеканалы уже производят, а также разговаривать с рекламодателями — ТВ-рынок рекламы в РБ оценивается примерно в 50 млн долларов языком цифр и рейтингов. Сами же рейтинги, вероятно, обретут гриф «Для служебного пользования», как и почти вся белорусская социология.

А вот как власть будет корректировать эфир ТВ, будет зависеть исключительно от внутри- и внешнеполитической повестки. Телеметрия в данном случае будет просто инструментом. Вот только к интернету, где доминируют пропольские либерал-националистические СМИ, телеметрия и контент на ТВ не имеют никакого отношения. Сражение за информационный суверенитет в пабликах на Facebook и VK, не говоря о YouTube, власть уже проиграла.