Христианство, принятое киевским
князем Владимиром Святославичем, отнюдь не сразу утвердилось на Руси.
Собственно говоря, язычество так
и не было до конца изжито, сохранившись на низовом уровне в народном фольклоре,
который донёс до нас многие отголоски старинных обрядов и традиций.
Характерно, что православная
церковь длительное время ничего не могла поделать с язычниками, поэтому
вынужденно мирилась с языческими элементами в мировоззрении народа. Некоторые
христианские святые (например, святой Николай) неожиданно приобрели черты
языческих богов, а их поминание совпало с языческими праздниками. В настоящий
момент эти заимствования никуда не делись, а первоначальный вариант русского
православия можно выделить, только сравнив его с византийским вариантом, взятым
за образец.
В данной статье я хочу коснуться
языческих восстаний, поднятых народом против официальной церкви. Любопытно, что
все они географически связаны с Северной Русью. Главные центры язычества — Новгород и Ростов, при этом Новгород
восставал дважды. Земли Киевского княжества с самого начала приняли христианство более
спокойно, каких-то народных движений, ставящих целью возродить язычество, там не
было.
К сожалению, скудные сведения,
почерпнутые из летописей, не могут нам дать полной картины происходящего.
Летописание на Руси вели монахи, которые относились к язычеству крайне
негативно. В связи с этим мотивация восставших чаще всего представлена
тенденциозно, а русская языческая мифология почти не описана. В настоящий
момент это даёт пищу для множества псевдоисторических домыслов, в том числе
явных подлогов вроде «Велесовой книги». К счастью, фольклористы успели собрать
множество народных преданий, частично позволяющих взглянуть на язычество более
объективно.
991 год и Новгородское восстание
Официальной датой принятия
христианства традиционно считается 988 год, когда киевский князь Владимир
крестил свою дружину и киевлян в реке Днепр.
Понятно, что крещение для многих
было чисто внешним смирением перед княжеской властью, так как язычество больше
подходило на роль народной религии, тесно связанной не только с представлениями
о загробной жизни, но и с хозяйственным циклом.
Впрочем, сопротивления киевляне
не оказали, поэтому Владимиру не пришлось прибегать к насилию.
Совершенно иная ситуация
сложилась в Северо-Восточной Руси, далёкой от православных центров. Здесь
христианство не имело опоры в народе, а традиционная новгородская любовь к
вольнолюбию прекрасно сочеталась с язычеством. В связи с этим для крещения
Новгорода был отправлен большой отряд киевских войск во главе с воеводой
Добрыней, в помощь которому выступил из Ростова тысяцкий Путята.
Крещение новгородцев фактически
вылилось в первую войну за независимость и очень напоминало события конца XV
века, когда Иван III завоёвывал Новгородскую республику.
Очевидно, что в Новгороде уже
существовали все предпосылки для создания республики. Участники восстания
собирались на вече, часть новгородского боярства воевала против киевских войск,
а действия восставших направлял тысяцкий. Таким образом, позднейшее отделение
от Киева было лишь вопросом времени, а насильственное крещение этому только
поспособствовало.
Против Добрыни и Путяты выступил
весь город. Двор воеводы был сожжён, его имущество разграблено, а родственники
избиты. «В Hовеграде людие, ...разметавши мост великий, изыдоша с оружием, ...и
вывесше два порока великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на
сусчия враги своя».
Чтобы победить новгородцев,
Добрыне пришлось вступить с ними в настоящую битву. Основной удар приняли на
себя ростовцы Путяты, которые внезапно захватили центр сопротивления и главных
руководителей восстания. После этого новгородцы осадили Путяту многотысячной
толпой и едва не уничтожили его отряд. Лишь приход на помощь Добрыни спас
ситуацию, он приказал поджечь дома новгородцев, что заставило их разбежаться
ради спасения имущества.
После победы над противником
Добрыня вёл себя, как в завоёванном городе. По его приказу все новгородцы были
насильственно крещены, а идолы утоплены в Волхове. Разумеется, такой подход не
мог вызвать симпатий к новой религии. В данной статье я расскажу о восстании
1071 года, которое также носило языческий характер и было направлено против православия.
Суздаль в 1024 году
Суздальское восстание 1024 года
показывает нам, что насильственное крещение Руси было весьма относительным и
зыбким.
После 988 года прошло уже 36 лет,
однако основное население Руси продолжало тайно молиться языческим богам.
Любопытно, что языческие жрецы —
волхвы — никуда не исчезли, а продолжали оказывать большое влияние на народ.
Более того, они часто становились руководителями выступлений.
Православная церковь не успела ещё
достаточно укрепиться в севернорусских землях, чтобы оказывать влияние на умы
людей. Кроме того, она не занималась народным просвещением, что мало
способствовало популяризации новой религии в народной среде.
Основной причиной восстания стал
голод, наступивший в Суздальской земле. Волхвам удалось убедить народ в том,
что его возникновение связано с изменой старым богам и жадностью власть имущих,
не желающих делиться хлебом. «Старую чадь» (именитых людей) повсеместно стали
избивать и грабить, а в определённый момент восстание грозило Киеву утратой
влияния в Северо-Восточной Руси.
В связи с этим киевскому князю
Ярославу Мудрому пришлось самому принять участие в подавлении мятежа. Он даже
отложил на время конфликт со своим братом Мстиславом. Очевидно, что для
подобных действий должны были быть серьёзные основания.
Против сильной киевской рати
суздальцы устоять не могли. Учитывая тот факт, что восстание было народным,
вооружение восставших должно было быть слабым. Ярослав казнил или изгнал многих
волхвов, однако не решил проблем, вызвавших восстание. Это привело к тому, что
через несколько десятилетий всё повторилось примерно по тому же сценарию.
Тревожные годы
В 1068–71 гг. вроде бы покорённое
язычество стремительное подымает голову и выливается в целую серию выступлений.
В Суздальской земле восстание
против язычников подавлял известный воевода Ян Вышатич, который использовал
против них не только свою дружину, но и местные силы. Его противники были
простыми крестьянами, которыми руководили жрецы. Загнав повстанцев в лес,
Вышатич приказал местным жителям принять активное участие в поимке мятежников,
а потом выдал волхвов родственникам убитых ими богатых людей.
В 1091 году волхвы опять пытались
поднять восстание в Суздальской земле, но не преуспели в этом.
В очередной раз против Киева
поднялся Новгород. Здесь повстанцы также находились под руководством жрецов.
Впрочем, до большой крови не дошло. Молодой князь Глеб Святославич, сидевший
тогда в Новгороде, на глазах у возмущённой толпы убил волхва, который пытался
ему пророчествовать. Убедившись в том, что волхв даже не способен предсказать
собственную судьбу, народ разошёлся, а епископ и простые христиане, которым
угрожала опасность, были спасены.
Вероятнее всего, далеко не только
в Новгороде и Суздале простой народ подымался против православной церкви и
власть имущих. К сожалению, летописные сведения отрывочно и тенденциозны.
Поражение язычества
К концу XI века языческий фактор
перестаёт играть основную роль в народных движениях.
Разумеется, связано это прежде всего с тем, что сменяется несколько поколений, так или иначе приобщённых к христианству. Язычники, вынужденные жить в подполье, умирают или выходят из лесов. Безусловно, важным является тот факт, что язычество не находит поддержки среди образованной и знатной части общества, способной оставить о нём письменные сведения или возглавить восстания.
Как я уже говорил ранее, любая
статья лишь частично описывает какое-либо явление. Поэтому я отправляю читателя
к замечательной книге Мавродина
Безусловно, далеко не все русские
восстания были связаны с язычеством. В последующих статьях я расскажу о
народных выступлениях, имеющих иной характер.