Пока Россия и Беларусь никак не согласуют формат союзной интеграции, у Беларуси и Москвы дела идут неплохо: правительства РБ и Москвы подписали план сотрудничества на 2020–2022 годы. Из всех регионов России Москва для Беларуси — наиболее ёмкий рынок сбыта товаров и услуг, причём довольно широкого спектра. Наиболее известны поставки белорусских продуктов питания. «Каждый десятый килограмм продовольствия в магазинах Москвы — из Беларуси» — эта фраза Сергея Собянина уже стала классикой. Однако Беларусь готова не только поставлять в Москву сыр и колбасу, но и строить мусороперерабатывающие заводы в рамках стартовавшей в начале года в РФ мусорной реформы. Кроме того, белорусы готовы участвовать в дорожном строительстве (включая поставки автодорожной техники), строительстве метрополитена (где они и без того заняты уже не первый год), обновлении городского транспорта Москвы и строительстве жилья.


Белорусские оппозиционные СМИ наконец-то выдумали нечто новое в своей откровенной пропаганде неприятия Союзного государства. Исходный тезис такой: граница между РФ и РБ открыта, это плохо, так как через неё из России в Беларусь идут наркотики. То есть с полунамёком на то, что границу необходимо закрыть. А если закрыть, то уже и Союзное государство вроде как не нужно, получается. 

Естественно, при этом забывают уточнить, что граница пропускает трафик в оба направления и наркотики из Беларуси точно так же проникают в Россию (наркотрафик в принципе глобален, и то, что идёт из Средней Азии транзитом через РФ в Европу, затем возвращается оттуда в Беларусь и Россию). И если бы от наркотрафика можно было защититься только границей, то и проблемы бы такой не стояло. 

А вот о том, что действительно может помочь, журналисты написать забыли. А зря. Ведь как раз в начале декабря спецслужбы РФ и РБ провели совместную операцию сразу в двух областях России, задержав членов международной преступной группировки, занимавшейся оптовым сбытом наркотиков и оружия. 


Интервью Александра Лукашенко Алексею Венедиктову, с одной стороны, получилось совсем не сенсационным (практически все яркие тезисы из него мы уже слышали, а то и не по одному разу), а с другой — всколыхнуло внимание к теме единой валюты, а также к тому, указано ли введение такой валюты с созданием единого эмиссионного центра в дорожных картах или не указано. Несмотря на все ранние и неоднократные заверения обоих лидеров в том, что такая тема не обсуждается, проверить это никак нельзя, поскольку стороны блюдут секретность и не публикуют того, о чём ведут такие непростые переговоры (за всё время в СМИ попал текст только дорожной карты по сельскому хозяйству). А раз не публикуют, то и фантазировать можно без ограничений. Поэтому уже пошла спекуляция: дорожная карта такая есть, но её скрывают. А это повод для импичмента. 

В отношении так раздражающего белорусское общество режима секретности хотелось бы напомнить одну недавнюю историю. В 2013 году Украина готовилась подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, предполагающее создание Зоны свободной торговли (ЗСТ). При этом в прессе прочитать можно было только преамбулу этого соглашения, состоящую в основном из форм вежливости. Многие ею и ограничивались. 


Суть соглашения раскрывалась в приложениях, тоже своего рода дорожных картах. Довольно объёмных, даже для поверхностного их изучения требовалось потратить 2–3 дня. Но потратить их стоило, чтобы понять: соглашение навязывает Украине неравноправную торговлю, в которой она торгует сырьём и по квотам. Взамен же открывает рынок для готовых европейских товаров без всяких ограничений. 

Выше перечисляется, чем торгует Беларусь с одной только Москвой. Даже без интеграционного соглашения и дорожных карт это во много раз больше, чем может дать Беларуси дорожка «Восточного партнёрства» и ЗСТ с ЕС. А режим секретности, единая валюта и прочие страхи, разгоняемые сегодня в СМИ, — лишь уловка, которая призвана отвлечь внимание от этого простого факта. 

6 лет назад те немногие здравые голоса на Украине, которые призывали читать приложения к Соглашению об ассоциации, а не преамбулу, просто не были никем услышаны: СМИ в этом отношении вступили в заговор коллективного молчания. Даже не простые обыватели, а многие бизнесмены лишь спустя пару лет осознали, что Зона свободной торговли не дала им ничего. А даже наоборот. Белорусские СМИ поступят точно так же. 

Соответственно, любой, кто апеллирует к секретности, а то и к откровенным слухам при обсуждении процесса интеграции, — сознательный или невольный сторонник срыва этого процесса.