Польский, а позднее и литвинский сарматизм — это особенная идеология высших слоёв Речи Посполитой (шляхты и магнатов), в своей основе позиционирующая идею о том, что простолюдины и аристократия являются не просто разными социальными слоями населения, но и отдельными народами, никак не связанными друг с другом.

По легенде, предки шляхты вели своё происхождение от древнего кочевого племени сарматов, покорившего славянские и литовские земли. Население, жившее на этой территории, оказалось в положении спартанских илотов, вынужденных быть рабами новых господ.

Любопытно, что дворянство иных европейских стран никогда не исповедовало подобную идеологию, имеющую черты явного социального расизма. А вот в Речи Посполитой сарматизм распространялся на все явления жизни, он присутствовал в одежде, архитектуре, традициях и обычаях, мировоззрении, искусстве.

Исследователь культуры барокко Мариуш Карпович в книге «Искусство просвещённого сарматизма» (Sztuka oświeconego sarmatyzmu) писал:

«На территории Польши сарматская легенда свидетельствовала о пробуждении национального чувства и желании занять достойное место среди народов Европы. Рыцарская и героическая история сарматов, воспетых античными писателями за свою воинскую доблесть, идеально подходила для этих целей».

Безусловно, глубокое социальное неравенство — это обыденность Средневековья и Нового времени. Однако в Речи Посполитой оно носило гипертрофированный характер, часто противопоставляющий народ и аристократию. Изучая историю польской государственности, необходимо обязательно учитывать фактор сарматизма, поскольку глубокое социальное неравенство стало причиной не только многочисленных восстаний белорусов и украинцев, считавшихся низшими народами, но и конечной гибели польской государственности.

Своего расцвета идеология сарматизма достигла в XVII веке. В более поздние времена образованная шляхта пыталась изжить данную идеологию, так как она препятствовала формированию единства нации. Впрочем, подобные попытки до конца так и не увенчались успехом. В том или ином виде сарматизм просуществовал до самого падения Речи Посполитой, став одним из главных факторов национального и социального разлада.

В этой статье я изложу общие положения идеологии сарматизма, покажу его влияние на все стороны жизни Речи Посполитой, а также прослежу эволюцию явления на протяжении столетий. Кроме того, я оставлю ссылки на те статьи и монографии, которые позволят изучить вопрос более детально.

Происхождение идеологии

Сарматизм впервые появляется в трудах известного польского историка и просветителя Яноша Длугоша, который стремился к утверждению основ польской государственности и патриотизма. В его трудах сарматизм ещё не носит сословный характер, он имеет большое сходство с национальной идеей.

В настоящем понимании идеи сарматизма были представлены астрологом Мацеем (Матвеем) Карпигой из Мехова (1457–1523). Широкую известность получил его трактат «О двух Сарматиях» (1517), в котором цивилизованная Польша противопоставлена варварскому миру азиатской Скифии. Скифами Карпига считал восточнославянские народы, по отношению к которым Польша играет роль цивилизационного бастиона, защищающего народа европейские.


«Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского

В подобной трактовке прослеживается глубокий национальный комплекс неполноценности, присущий полякам. Они всегда стремились быть частью европейской цивилизации, но при этом постоянно ощущали пренебрежение со стороны западноевропейских элит. Позже этот комплекс настолько укоренился в их национальном сознании, что стал основой не только для польского национализма, но и для всех русофобских движений в Восточной Европе.

Идеи Карпиги были развиты историком и воинствующим католиком Марцином Кромером (1512–1589) в труде «О происхождении и деяниях поляков, в 30 книгах» (1555). На примере деятелей польской истории он популяризировал успехи польской государственности в русле общеевропейской истории.

Идеи сарматизма далеко не сразу эволюционировали в социальный расизм. Первое время сарматами априори считались все поляки вне зависимости от родовитости. Настоящий перелом случился во второй половине XVI века, когда к Речи Посполитой были присоединены земли ВКЛ. На социальную эволюцию термина наложился национальный вопрос, поляки не хотели себя ассоциировать с восточными славянами, находящимися, по их мнению, на очень низком уровне культурного развития.

Важную роль в развитии «шляхетского» сарматизма сыграл аспект постоянно растущей пропасти между дворянством и простонародьем. Привилегии шляхты неизменно увеличивались, положение простого народа становилось всё хуже. С определённого момента считать себя национальным целым с «хлопами» стало позорным. Польша XVI столетия не была готова к развитию общей национальной идеи, она была глубоко сословным государством.

Идея отдельного народа чрезвычайно тешила самолюбие высших слоёв. Даже худородный и нищий шляхтич по своему национальному происхождению отныне был равен магнату, что определённым образом нивелировало многие минусы его существования. При этом, что характерно, большая часть шляхты по своему культурному уровню практически ничем от отличалась от простого народа. Многие не умели читать и писать, привычным образом жизни были охота, война и пьянство в шинках. Учитывая материальное положение шляхты, основным источником дохода была служба у богатого магната, имеющего собственное войско.

Сарматизм в ВКЛ

Возникнув в начале XVI века, сарматизм после Люблинской унии постепенно утверждается в ВКЛ.

Почему так произошло? В первую очередь нужно понимать, что шляхта ВКЛ стремилась к золотым шляхетским вольностям. Ей также были симпатичны идеи национальной сегрегации, культивирующей фактор превосходства над другими народами.

Собственно говоря, в основе сарматизма лежат существующие и в наше время идеи избранности. Ничего нового за прошедшие века не произошло, старые добрые идеалы социал-дарвинизма прекрасно нашли себя в идеологии национал-социализма.

«Шляхціч на загродзе роўны ваяводзе» — известный пример иронии над сарматизмом. На деле же самомнение нищих представителей высшего сословия чудовищно контрастировало с роскошной жизнью магнатов.

Уже к началу XVII века шляхта ВКЛ практически полностью полонизировалась. По ряду признаков можно даже сказать, что она потеряла свою национальную идентичность.

В то же время простой народ никакого отношения к польским обычаям и польской культуре не имел. С определённого момента сословия, ранее в ВКЛ бывшие одного национального происхождения, потеряли друг с другом связь.

Стоит ли удивляться, что даже религия холопов и шляхты была разной? Шляхтичи почти поголовно были католиками, крестьяне и мещане — униатами и православными.

Образ жизни сарматской шляхты в ВКЛ ничем не отличался от польского, высшая знать и шляхта средней руки обитали в собственных поместьях, иногда выбирались на охоту или войну. Им прислуживали представители безземельной шляхты, обладающие малым достатком, но официально имеющие те же права.

Сарматизм в культуре и образе жизни

Сарматизм был не просто идеологией, но и образом жизни шляхты и магнатов.

Он существенно влиял на идеалы высшего сословия, их понятия о чести и своём месте в жизни государства. Сарматизм утверждал равенство шляхты вне зависимости от благосостояния, определённый стиль одежды, кодекс чести, представление о служении Родине, корпоративную этику. Выход за пределы сарматизма удалял человека из дворянской среды и делал его изгоем.

Принадлежность к сарматам определялась генеалогией, которую шляхта была вынуждена фальсифицировать. Именно по этой причине реальное происхождение многих шляхетских родов сегодня под большим вопросом.

На определённом этапе национальные комплексы неожиданно эволюционировали в чудовищное самомнение, утверждавшее чуть ли не идеальность политического устройства Речи Посполитой. Более того, в определённых пределах шёл даже разговор о своеобразной шляхетской демократии, противопоставленной плебейскому равенству.

Положение шляхты в Речи Посполитой действительно позволяло ей считать собственное государство идеалом. Другой вопрос, что все остальные сословия даже близко не могли разделять это благоденствие. В конечном счёте это и погубило государство.

Сарматская культура была смесью элементов Запада и Востока. Особенно глубоко это проявилось в сарматской одежде. В публикации «Сарматская культура» Ярослав Думановский писал:

«Во времена турецких войн образ одетого в контуш сармата приобрёл особое значение, связанное с защитой веры и рыцарскими ценностями».

Существенным элементом одежды сармата был жупан, который надевался под кунтуш. Подпоясывались сарматы шёлковыми поясами, из которых наибольшую известность приобрели слуцкие.


Шляхта была сословием «воюющих господ». По этой причине война в их идеологии занимает центральное место. Даже самые бедные шляхтичи гнушались физическим трудом, а гражданская и духовная служба считались второстепенными. Отличительным признаком щляхты были сабля и головной убор с перьями. Именно в таком виде они предстают на фамильных портретах, являющихся предметом особой гордости.

В искусстве сарматизм очень тесно связан с польским барокко. Существует даже термин «сарматское барокко». В живописи известен так называемый «сарматский портрет», на котором мы наблюдаем идеализированные черты представителей шляхетского сословия. В литературе сарматизм воспет польскими писателями и поэтами Вацлавом Потоцким, Ян Хризостом Пасеком, Андреем Збылитовским и Иеронимом Морштином. Он также присутствует в художественных произведениях Генриха Сенкевича.

Этический идеал сармата — воин и рыцарь по отношению к даме, охотник, человек хорошего происхождения, патриот, консерватор, католик и шляхетский демократ.

Изживание образа

В XVIII веке образ сармата начинает стремительно тускнеть.

Во-первых, у значительного количества просвещённых дворян появляется стремление к единой политической нации, создать которую в условиях господства сарматизма было невозможно.

Во-вторых, под влиянием идей Просвещения существенно пересматривается отношение к «низшим сословиям». Отныне они постепенно перестают быть бессловесным быдлом и начинают приобщаться к общественной жизни.

В-третьих, меняется геополитическая обстановка. Речь Посполитая постепенно теряет земли с «несарматским населением». Особенно это относится к Украине.

В-четвёртых, начинают принимать черты анахронизма многие идеалы сарматизма, шляхта тяготеет к значительно более демократической французской культуре.

Фактическую точку в идеологии сарматизма ставят разделы Речи Посполитой. В Российской империи шляхта уже не чувствует себя вершительницей судеб. Кроме того, уходит в прошлое польская государственность, служение которой составляло основу сарматизма.

В настоящий момент черты сарматизма частично просматриваются в Польше, однако они существенно видоизменены в угоду бессословному обществу. По сути, осталось только служение Родине, принявшее характер национального.

Культура сарматизма была основой жизни шляхты и магнатов в первой Речи Посполитой. На её базе сформировалась современная польская культура. В то же время она существенно упростила России собирание русских земель, которые рассматривались Польшей как чуждые национальные окраины. Если в ВКЛ ещё сохранялась какая-то видимость «национального единства», то в Речи Посполитой никто её даже не пытался культивировать. Речь Посполитая являет собой редкий пример государства, постепенно себя изжившего, однако так до конца и не осознавшего этого. Лишь в XX веке она возродилась, но уже совсем на других принципах.

Достаточно подробно история сарматизма исследована в книге Лескинена «Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой», а также в искусствоведческих работах Танаева и Ломоносова.