Наш очередной обзор вновь совпал с расхождением информационных повесток Минска и Москвы. Общий магистральный сюжет ближайших дней — учения «Запад-2021». В целом же пока обе стороны сосредоточены на внутренних делах. Хотя есть ещё некоторые темы взаимного интереса. О них — чуть ниже.

Кремль продолжает предвыборный пиар. Форум на Дальнем Востоке с президентом Путиным и важными заявлениями. Выплаты пенсионерам, силовикам и тому подобное. У Минска выборов на носу нет. Но к моменту выхода этого обзора совсем мало времени останется до встречи Путина и Лукашенко в Москве (намечена на 9 сентября). Интересно, что таких встреч в последний год очень много, и всё время в Россию едет белорусский президент, а не наоборот.

Дорожные карты, они же союзные программы, всё так и не подписаны. 9 сентября, судя по словам Лукашенко, будет некое очередное согласование. Почти финальное. Сначала, поговорив об этом с послом Беларуси Владимиром Семашко, некоторые российские СМИ даже поспешили его устами объявить, что как раз таки 9 сентября дорожные карты будут подписаны. Но то ли посол неудачно выразился, то ли корреспонденты не так записали. Оказалось, что пока об окончательном подписании говорить рано.

На традиционном «школьном» выезде 1 сентября Александр Лукашенко пояснил, что подписи будут поставлены на Высшем госсовете Союзного государства. Это примерно октябрь-ноябрь. Время покажет.

Лукашенко на минувшей неделе вспоминал и об учениях «Запад-2021», которые пройдут совсем скоро. Ничего принципиально нового не сказано. Обратим внимание только на одну цитату:

«В ближайшее время (я подписал позавчера распоряжение) из Российской Федерации поставят нам (не буду говорить, какие деньги и что) десятки самолётов, десятки вертолётов, самого важного вооружения ПВО. Может быть, даже купим у них C-400».

Об С-400, по большому счёту, говорится не первый раз. А вот десятки самолётов и вертолётов тянут на новость, и будет интересно узнать номенклатуру поставок. Возможно, белорусские ВВС ждёт серьёзное обновление. Местами парк авиатехники довольно старый. Те же МиГ-29 скоро станут старше, чем большинство лётчиков.

Вертолёт Ми-8-МТВ-5. Такие машины российского производства около четырёх лет назад пополнили парк белорусских ВВС. Видимо, закупят ещё, потому что советские варианты Ми-8 уже изношены и значительно уступают этой модификации по функционалу.


Фото: Минобороны Беларуси.

Теперь о чисто внутренней белорусской повестке. Александр Лукашенко открыл под Минском обновлённый футбольный стадион «Динамо-Юни». В недавнем прошлом это была часть империи приближённого к власти бизнесмена Юрия Чижа.

Визит на объект президента — как бы смотр того, что перешло в руки государства от Чижа (тот, кстати, когда-то получил стадион от другого предпринимателя). Хотя это не совсем то, что было при старых хозяевах. Стадион сейчас коренным образом перестроили. Рекламные логотипы вокруг игрового поля дают право предположить, что скинуться на эту капитальную переделку попросили крупный ретейл и Михаила Гуцериева.

«Полушутя (хотя в каждой шутке есть только доля шутки) нашим спортсменам, игрокам-динамовцам не советую иметь дело со мной. Потому что, если вы будете играть плохо, считайте, что каждый день вы будете у меня на контроле. Я у вас буду очень часто бывать, и уже трудно будет и спортсменам, и тренерам» сказал на открытии стадиона Александр Лукашенко, ещё раз показав, что Юрий Чиж, очень долго бывший основным собственником «Динамо», уже точно там не хозяин.

Власть в Беларуси вообще в последнее время уверенно отошла от риторики заигрывания с бизнесом. Относительно недавно было уголовное дело против совладельца группы «Рапа» (недвижимость и ретейл). Особо не скрывалось, что его уличили в протестных настроениях. Его сеть не взяла на реализацию какие-то белорусские товары по политическим причинам. Во всяком случае именно так это представил Александр Лукашенко. В итоге дело закрыли в обмен на компенсацию вменённого ущерба. Бизнесмен на свободе, но на днях, видимо, не без намёков от государства, он стал одним из спонсоров минского «Динамо». Только не футбольного, а хоккейного.

С другой стороны, власти продолжают выпускать некоторых фигурантов уголовных дел (не предпринимателей) с явно политическим подтекстом. Некоторые дела закрываются. Какие договоренности за этим стоят, непонятно. В любом случае, есть слабое сглаживание конфликта в обществе. Говорить о его полном разрешении не приходится.

Одновременно с этими сглаживаниями продолжается закладка мины замедленного действия на будущее. Органы не прекращают публиковать в своих телеграм-каналах короткие видеоролики, где очередной «змагар» якобы чистосердечно раскаивается в том, что угрожал милиционерам, распространял экстремистский контент и тому подобное. Очевидно, что многие из этих людей свой публичный позор запомнят и неизвестно, как будут компенсировать обиду в будущем. Многие из них довольно молоды…

Также одним из раздражителей общества, в основном минского (а в столице явно не самые провластные настроения у большинства граждан), стало продолжение установки турникетов в школах. В последние годы их ставили лишь в некоторых учебных заведениях, но теперь это будет тотально. На первый взгляд, это нормальная мера ради безопасности учеников.

В действительности всё не совсем так. Если проанализировать громкие случаи в белорусских школах и вообще учебных заведениях за последние 10 лет, то дети или учителя страдали не от внешних угроз. Это в России есть реальные террористические риски, а в Беларуси трагедии (редко, но доходит и до убийств) в абсолютном большинстве случаев связаны с внутришкольными конфликтами. Другая напасть — пищевые отравления, которые не являются массовыми, но случаются. И от всего этого турникеты точно не спасут.

Основная функция турникетов — контроль учащихся. Не всем из них это нравится, как и родителям. А если и нравится, то строгость курса на установку пропускных устройств, как всегда, местами компенсируется необязательностью исполнения протоколов безопасности.

Утром у многих минских школ скапливаются очереди. Оказалось, что с турникетами так быстро, как было раньше, всех не запустишь. Поэтому утром нередко в школах открывают запасной вход, и люди туда заходят уже без всякого контроля. Где-то турникеты обходятся и с помощью других хитростей, но в целом получается, что кампания по установке турникетов — очередная мнимая панацея от многих бед. Денег потрачено много, а жизнь удобнее не становится.

Естественно, в Сети создаются чаты противников турникетов. Некоторые набирают по несколько сотен родителей. За одним из таких чатов, по данным СОНАР-2050, уже следят бежавшие за границу оппозиционные активисты. Так что база протестных идей и действий на будущее формируется не вокруг БЧБ-флага и тому подобных внешних вещей. Как всегда, народный гнев культивируется на ошибках властей, причём в самых простых бытовых сегментах. Идеологическая вертикаль по-прежнему в массе своей обрабатывать эти вызовы неспособна. Она занята подготовкой акций в честь предстоящего Дня народного единства (17 сентября), в которых сама и будет участвовать. Нового всенародного движения а-ля «Бессмертный полк» точно не предвидится.

И напоследок важная цитата со спортивного совещания, которое Александр Лукашенко провёл у динамовцев после открытия обновлённого стадиона:

«Буквально через три года — Олимпийские игры в Париже. Пенять будет не на кого. Тот же климат фактически, что и у нас. Даже ещё лучше. Это не в Японию. Не дай Бог будет такой же провал, как в Токио».

Глава государства фактически поставил задачу на 2024 год, а значит, к этому моменту не собирается уходить из власти. Интрига только в том, в какой роли будет политик. Возможно, всё-таки примут новую Конституцию, и Александр Лукашенко осуществит что-то, похожее на вариант Назарбаева, но до этого пока далеко, как до Парижа.