В конце мая 2020 года стало известно, что правительство рассматривает возможность создания лесной корпорации, на которую может быть возложен комплекс мероприятий по лесопользованию и лесовосстановлению.

Весь прошлый год чиновники высокого ранга вели дискуссию о будущем российских лесов. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин неоднократно заявлял о хищнических практиках хозяйствования в сибирских и дальневосточных лесах и необходимости введения запрета на экспорт круглого леса из Сибири и с Дальнего Востока в Китай, призывая китайских коллег создать селекционно-семеноводческие комплексы, «чтобы восстановить для наших детей и внуков то, что вырубили "чёрные лесорубы"». Против запрета на экспорт выступали спикер Совета Федерации Валентины Матвиенко. Несмотря на то что «никто не знает, сколько леса вырубается, где, как, почему и зачем», Валентина Матвиенко потребовала «у себя внутри навести порядок». Не поддерживает Минприроды министр промышленности Денис Мантуров, чья позиция сводится к необходимости сохранения объёмов торгового оборота с КНР и содействию развитию глубокой переработки леса. Кроме того, правительство уже ввело серьёзные экспортные пошлины на экспорт круглого леса с Дальнего Востока, стимулируя развитие деревообрабатывающей промышленности. Стоит признать, что, несмотря на положительный эффект, пошлины неспособны изменить к лучшему состояние российского лесного хозяйства.

Необходимость создания государственного субъекта, который будет заниматься регулированием рынка древесины, контролем за вырубкой и заготовкой лесного богатства России, уже перезрела.

Наравне с атомной, судо- и авиастроительной, нефтегазовыми корпорациями лесная корпорация может стать не только источником доходов в бюджет, но также создать десятки тысяч рабочих мест и запустить процессы импортозамещения в таких отраслях, как производство мебели, строительных материалов и конструкций из древесины, а также окон, дверей, целлюлозно-бумажной продукции и т. д.

Кроме экономического эффекта, возможен ряд социальных: удешевление готовых домокомплектов, что позволит сделать ИЖС общедоступным и расселить по пригородам перенаселённые мегаполисы.

В условиях глобального экономического кризиса самый главный риск для России заключается в сохранении ресурсного придатка мировой экономики. Поэтому создание государственных корпораций в отраслях, где возможна глубокая переработка, — вопрос экономического суверенитета России.
Россия является лидером по мировым запасам древесины, однако отсутствие государственного субъекта не позволяет стать субъектом мирового рынка. В лесном хозяйстве мы находимся на том же уровне, на котором находились в 90-х годах в нефтяной промышленности: интересы частных субъектов, занимающихся заготовкой и экспортом, не учитывают интересы государства.

Создание лесной корпорации требует политэкономического подхода, потому как переплетение интересов действующих игроков фиксирует ряд конфликтов, которые обострятся, как только проявится государственная воля. Поэтому для достижения экономических целей придётся руководствоваться политической целесообразностью.

Поэтому имеет смысл отдельно выделить как экономические преимущества, так и политические риски, которые возникнут в процессе создания и становления лесной госкорпорации.

Преимущества:

  1. Учёт и аудит лесных запасов позволят сконцентрировать экспорт природных богатств в государственных руках.
  2. Инвестиции в переработку создадут рабочие места и насытят внутренний рынок недорогими стройматериалами и готовой продукцией.
  3. Активизация хозяйственной деятельности оживит депрессивные и малонаселённые районы регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа.
  4. Электронный учёт вырубаемой древесины — чипирование и маркировка — позволит искоренить нелегальную вырубку лесов и создаст постоянные заказы для производства чипов в интересах цифровизации экономики.
  5. Строительство противопожарных лесных дорог значительно сократит риски масштабных лесных пожаров.
  6. Лесовосстановление станет общенациональным делом.
  7. Рост зарплат и рабочих мест в отрасли сделает лесохозяйственные профессии привлекательными и сократит отток трудоспособных граждан из отдалённых районов.
  8. Создание предприятий для производства недорогих и быстро собираемых домов из панелей CLT и клеёных балок — замена аварийного и ветхого жилья в России. Это позволит запустить процессы деурбанизации, которые становятся крайне актуальными после эпидемии коронавируса.
  9. Отдельное перспективное направление: сборка деревянных домов, их отделка, производство мебели, дверей, окон, которое создаст сотни тысяч рабочих мест для сферы услуг, мелкого и среднего бизнеса.
  10. Будет снята с повестки проблема отсутствия системы генного контроля семян по происхождению и контроля за качеством сеянцев, выросших из данных семян, что приводит к высадке сеянцев в неподходящих для них регионах.

Риски:

  1. Создание лесной госкорпорации встретит сопротивление части регионального бизнеса, который заинтересован в сохранении чёрного рынка древесины. Это сопротивление сможет преодолеть только федеральный центр с участием силовой вертикали.
  2. Сопротивление со стороны иностранных партнёров, которые крайне заинтересованы в покупке сырья и продаже обратно в Россию готовой продукции. Эту тенденцию можно будет преодолеть, когда заготовка и переработка леса станут составляющей частью программы импортозамещения и цифровизации.
  3. Острая нехватка профессионалов лесохозяйственной отрасли может крайне замедлить пусконаладочные работы госкорпорации. Видится необходимым привлекать сотрудников с Украины и из Белоруссии, где сохранены высшие и специальные учебные заведения, готовящие профильных специалистов.

С нашей точки зрения, создание лесной корпорации должно стать пилотным проектом по приведению в порядок богатств России. На очереди создание государственных субъектов по управлению рыбохозяйственным комплексом, водными ресурсами и семеноводством. Надежд на саморегулируемый рынок в этих отраслях нет, потому как «невидимая рука» стремится к максимизации быстрой прибыли, что приводит к отставанию и сохранению России как сырьевого придатка глобального рынка.

Отдельным направлением при создании подобных хозяйственных субъектов является глубокий анализ опыта соседей и союзников с последующим привлечением специалистов и экспертов. Поэтому в этом исследовании мы отдельно остановились на удачном опыте Белоруссии и Украины (в период с 2010 по 2014 год) в деле управления лесными богатствами.

Полная версия доклада доступна для скачивания по ссылке (.pdf).