Президент США Дональд Трамп опубликовал в Twitter классический «переможный» твит. «Удар был выполнен отлично. Спасибо Франции и Британии за их мудрое решение и силу их замечательных военных. Мы не могли бы представить результата лучше. Миссия выполнена!» — говорится в этом обращении. Между тем далеко не все на Западе согласны с такой оценкой субботних событий. «Акция возмездия по отношению к Асаду, давайте будем называть вещи своими именами, уже утратила часть своей эффективности из-за избранного момента. Если бы она была предпринята через несколько часов после того, как стало ясно о [якобы. — Ред.] массовом убийстве с помощью ядовитого газа, она имела бы характер непосредственной реакции. Но она последовала значительно позднее самого преступления и несёт на себе чёткий отпечаток нерешительности США, отсутствия у американцев стратегии, а также боязни непредвиденных последствий, которых опасаются все стратеги», — обвиняет США датское издание Politiken. Более того, автор материала даже упрекнул Трампа в дипломатической неискушённости: «Российско-американская борьба за влияние на Ближнем Востоке будет решена не силой оружия, в этом США — превосходящая сила, а с помощью дипломатии, в которой Путин более сведущ».

Справедливости ради следует отметить, что субботний удар также скорее следует относить к дипломатическим, нежели к военным операциям. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявления посла США в России, опубликованного в Twitter’е посольства в минувшую субботу.


В нём, в частности, говорится, что «прежде чем предпринять какие-то действия, США связались с Россией с целью уменьшить риск жертв среди российских сил или гражданского населения». Сильно отличается от бравурного «Mission accomplished!», предназначенного для внутриамериканской повестки.

К слову, в США хватает противников выбранного Трампом решения. С критикой выступили руководители американской неправительственной Ассоциации по контролю над вооружениями (ACA) Том Кантримэн и Дэрил Кимболл. Одна из её причин: президент не обращался за разрешением отдать приказ об ударе, да и вообще консультаций с конгрессменами, по сути, не было.


Ещё осенью мы писали о том, что некоторые из назначенных Трампом военных изучали вопрос отмены согласования с конгрессом применения ядерного оружия: мол, президент как верховный главнокомандующий должен иметь пространство для манёвра, оперативно реагировать на угрозы нацбезопасности и т. п. Вот вам и результат: расширенные полномочия используются, чтобы совершать ракетные удары без прямых доказательств реальности химической атаки и ответственности за неё руководства Сирии. Напомним, до сих пор все доказательства — посты и видео в социальных сетях, что в наше  время даже не смешно.


Несмотря на отсутствие результатов расследования (комиссия ОЗХО как раз должна была начать работу в день нанесения удара), лишь немногие страны выступили с осуждением агрессии США и союзников. Среди осудивших — Беларусь. Посол Сирии в Минске Бассам Абдуль Мажид уже выразил свою благодарность. 

Министр обороны Швейцарии Ги Пармелен прямо не осудил агрессию, однако в интервью изданию Blick отметил, что США, Великобритании и Франции нужно было дождаться результатов проверки информации о применении химоружия сирийскими правительственными силами до нанесения ракетных ударов.

А вот канцлер ФРГ Ангела Меркель, наоборот, поддержала их, хотя сама ФРГ отказалась от участия в операции. Видимо, из-за опасений протестных выступлений сирийских беженцев, находящихся в стране.