Конец марта — не только знаменательная дата для белорусских националистов, планирующих отметить 100-летие со дня провозглашения Белорусской Народной Республики, но и для их молдавских коллег, которые будут отмечать столетие вхождение Молдавской демократической республики в состав Румынии.

МДР 1.0

Сто лет назад на территории современной Молдавии развивались примерно такие же процессы, как и в Беларуси: Февральская революция расшатала позиции царской власти, лежащую у ног власть взяла буржуазия, назначившая себя правителями доставшихся им территорий. На обломках Бессарабской губернии возникла Молдавская демократическая республика, которая оказалась таким же политическим фантомом, как и БНР.

  1. БНР провозглашает свою независимость уже во время оккупации Беларуси немецкими войсками. МДР «независимой» становится спустя два месяца после вторжения румынских частей в Молдову и спустя месяц после захвата румынами Кишинёва.
  2. МДР успела повоевать не только с румынскими частями, но и большевиками из Румчерода и соединениями Украинской Народной Республики. БНР данная участь миновала, однако столкновение между БНР и УНР было вопросом времени — республики не смогли бы поделить Полесье.
  3. МДР, как и БНР, никто, кроме оккупировавших их Германии и Румынии, не признал. Признанными субъектами международного права республики не стали.
  4. Сфатул Цэрий — парламент МДР — не был легитимно избранным органом, как и Рада БНР.
  5. Поддержкой населения власти МДР и БНР не пользовались. После удовлетворения Бухарестом просьбы Сфатул Цэрий прислать полк румын для поддержки МДР, по Кишинёву распространились прокламации «Совет директоров и Сфатул Цэрий продали Бессарабию Румынии».

Сдали МДР молдавские депутаты 27 марта 1918 года — 86 голосов за против 36 воздержавшихся и 3 проголосовавших против. Никакого выбора у депутатов Сфатул Цэрий тогда не было: вопрос о вхождении МДР в состав Румынии Бухарест мог решить и без них.


Предшественники молдавских «либералов» и «демократов» — депутаты Cфатул Цэрий

Однако молдаванам, в отличие от белорусов, не повезло: на 22 года, с 1918 по 1940 год, они стали подданными румынского короля и вошли в состав королевства Румыния. На Бессарабию и Молдавию у советской власти тогда сил не хватило. Вместе с территорией современной республики Молдова в состав Румынии вошёл и юг современной Одесской области Украины.

Так бесславно закончилась история Молдавской демократической республики: годы пребывания Бессарабии в составе Румынии стали в дальнейшем основой для конструирования альтернативной, антисоветской и антисоюзной версии государственности.

Беларусь, благодаря быстрому вхождению в СССР и грамотной политике большевиков, учредивших БССР, избежала зарождения в ней подлинно массового националистического движения.

Для белорусских националистов БНР — это красивый и привлекательный миф, нечто, что не удалось реализовать из-за внешнего вмешательства, тогда как для националистов молдавских МДР и уния с Румынией — реальность, в которую следует вновь вернуться.

МДР 2.0

С 1944-го по конец 1980-х ящик Пандоры молдавского национализма был закрыт, а Молдавская ССР вполне комфортно уживалась в составе СССР. В 1990-х превращение националистов в ведущую политическую силу привело Молдову к гражданской войне и отпадению Приднестровья, а Гагаузию удалось удержать в составе Молдовы лишь благодаря предоставлению автономии. Затем последовал краткий период стабилизации, длившийся до 2009 года, когда в ходе «кирпичной революции» либерально-демократические силы свергли президента Воронина с его коммунистической партией и сделали ставку на национализм.


Погром в здании парламента Республики Молдова в 2009 году

Сам же молдавский национализм за это время успел трансформироваться, превратившись в румыноунионизм, чьими базовыми установками являются:

  1. Отрицание существования молдаван как отдельного народа. Молдаване — советизированные румыны;
  2. Отказ от признания молдавского языка. Молдавский язык в своём кириллическом виде существует лишь на страницах старых книг и в Приднестровье. В самой Молдове государственным языком с 2013 года является румынский;
  3. Отказ в праве на существование Молдовы как отдельной страны. Молдова, по версии унионистов, — временное историческое недоразумение, которые должно быть ликвидировано присоединением к Румынии.

Проще говоря, молдавский националист — это румынский ирредентист, сторонник создания Великой Румынии. Вероятно, если бы не создание БССР, современный белорусский националист был бы ярым сторонником присоединения Беларуси к Польше.

Назвать унионистов — сторонников вхождения Молдовы в состав Румынии — выразителями чаяний народов по обе стороны реки Прут сложно. По данным январского соцопроса, проведённого Центром городской и региональной социологии CURS, в Румынии лишь 27% граждан считают, что необходимо немедленно начать процесс слияния Молдовы и Румынии. В Молдове унионистов ещё меньше: 22,2% за вхождение в состав Румынии, 72% опрошенных «Фондом общественного мнения» считают молдавский и румынский разными языками.

Однако идея унионизма жива: за первую неделю февраля свыше 12 молдавских сёл в инициативном порядке объявили о своём символическом присоединении к Румынии, подписав декларации в рамках акции, посвящённой 100-летию вхождения Бессарабии в состав Румынии.

Кроме того, одно из требований декларации — возвращение румынских территорий, незаконно присоединённых бывшим СССР в результате пакта Молотова — Риббентропа, в состав Румынии.

Инициатор данной акции НКО Actiunea-2012 (Акция-2012), более чем реальный иностранный агент в Молдове, ожидает, что к Румынии в 2018 году «присоединятся» ещё 100 молдавских сёл.

Деятельности Actiunea-2012 в республике никто не препятствует. Будь данные сёла на Украине, в них бы уже давно высадился десант сотрудников СБУ, а инициаторов данных заявлений ждала бы судьба харьковской коммунистки Аллы Александровской, которую СБУ арестовала за продвижение идеи федерализации Украины.

Всё потому, что деятельность Actiunea-2012 поддерживается высшими кругами молдавского политикума в лице Либеральной партии и курируется из Бухареста. Молдавские социалисты во главе с президентом Игорем Додоном на деятельность Actiunea-2012 отвечают симметрично: к вечеру 7 февраля 73 молдавских села и 4 города приняли декларации в поддержку государственности.

«Их антинациональная кампания, в рамках которой ряд советников в примэриях подписали декларации о ликвидации государства, — доказательство того, что шутка с унионизмом затянулась».

Игорь Додон, президент Молдовы.

Однако никакого реального эффекта, кроме углубления раскола в обществе и сиюминутных политических выгод, ситуация с декларациями не несёт.

Официальный Бухарест в лице главы МИД назвал декларации молдавских унионистов не имеющими юридической силы — на словах Бухаресту присоединение Молдавии не нужно.

Во-первых, Молдова и так колонизирована иностранным капиталом, а румынский бизнес в уничтожении молдавской экономики играет не последнюю роль. Например, в 2015 году Coca-Cola закрыла свой завод в Молдове — газировку в республику поставляют из Украины и Румынии. Молдова превращена в рынок сбыта для продукции с высокой добавленной стоимостью, поставщика дешёвых сырьевых товаров и бесправной рабочей силы.

Во-вторых, Молдова для Румынии, скорее, бремя и пассив. Румыния и так является одной из наиболее бедных стран Евросоюза. Румынские элиты находятся под контролем США и ЕС, создавших в Румынии не подконтрольные властям антикоррупционные суды и прокуратуры.

В-третьих, порядка 800 тысяч граждан Молдовы из примерно 4 миллионов человек — граждане Румынии. Для сравнения: за 10 лет с момента запуска в Польше программы «Карта поляка» её получили 95 тысяч белорусов, из которых менее половины переехали на постоянное место жительства в Польшу.

Кроме того, вряд ли вхождение Молдовы в состав Румынии будет одобрено США и Европейским союзом.

Фактически, сейчас Молдова Бухаресту как часть территории не нужна, а ЕС и США в объединении республик не заинтересованы. Однако Бухарест продолжает реализовывать интеграционные проекты.

Это означает, что Бухарест не упустит исторический шанс включить в состав Румынии Молдову, если ему предоставится такая возможность.

***

Из краткой истории молдавского национализма-унионизма можно сделать несколько выводов.

  1. Ликвидация БНР с провозглашением БССР избавила белорусов от своего национализма, который наверняка бы по примеру молдавского эволюционировал в форму ирредентизма, вероятнее всего, польского. Сама же БНР неизбежно оказалась бы частью Польши.
  2. Возврат к теме БНР может стать для белорусского народа таким же открытием ящика Пандоры, как унионизм для молдаван. Апеллирование к тематике БНР может подтолкнуть соседей Беларуси к историческому ревизионизму и намерению пересмотреть границы. В этом аспекте интересным будет опыт Украины, в которой ряд ультраправых политиков продвигает идею с признанием Украины правопреемницей УНР.
  3. Дальнейшее развитие темы «присоединения» молдавских сёл к Румынии может спровоцировать обострение молдавско-украинских отношений, ведь часть территории Украины также была в составе Румынии в период с 1918 по 1940 год. Вместе с обострением отношений Киева с Варшавой, принявшей «антибандеровский» закон, и Будапештом, потребовавшим ввести миссию ОБСЕ в Закарпатскую область, подобные сельские декларации могут стать правовым фундаментом для начала раздела Украины.