Мировой рынок продовольствия с начала XXI века подвергается серьёзной трансформации, в основе которой лежит нестабильность рынка продуктов питания, вызванная рядом факторов (неравномерность распределения ресурсов, цикличные продовольственные кризисы, рост мировых цен, природные аномалии, ограничения на экспорт и др.).

По оценкам экспертов ООН, продолжающийся рост численности населения Земли, увеличение подушевых доходов, непрекращающаяся урбанизация, а также повышение спроса на продовольствие со стороны развивающихся стран обусловят дефицит продовольствия на мировом рынке минимум до 2050 года.

Расширяется диверсификация продуктов питания, потребляемых населением многих стран. На смену традиционным зерновым и бобовым приходит более калорийная (и более дорогая) белковая пища (мясные и молочные продукты, а также яйца). Согласно статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в странах Юго-Восточной Азии количество потребляемого каждым жителем мяса увеличится к 2050 году на 23 кг (с 28 кг/чел./год до 51 кг/чел./год).

Таким образом, развитость аграрного сектора и вытекающая из неё способность обеспечить собственное население продуктами питания, имея при этом излишек для отправки на экспорт, становятся всё более серьёзными конкурентными преимуществами государств на мировой арене. В то же время обладание всеми необходимыми для развития сельского хозяйства ресурсами на современном этапе развития рынка уже не является гарантией успешности в сфере аграрного экспорта. Лидирующие позиции занимают страны, сумевшие провести грамотную политику по модернизации своего агропромышленного комплекса.

Для Беларуси и России данная тема представляет особый, стратегически важный интерес, поскольку страны обладают значительным потенциалом сельскохозяйственного производства, который, к сожалению, не используется на 100 %.

Что касается Беларуси, то, по оценкам аналитиков, в 2019–2020 годах проблема с наращиванием белорусского экспорта станет ещё острее, что связано как с увеличением конкуренции на рынках основных стран-импортёров и ростом протекционизма по отношению к собственным производителям, так и прямой зависимостью показателей основной части белорусского экспорта от состояния российского рынка.

В целях экспортной диверсификации сегодня эксперты полагают необходимым, как, впрочем, и в прошлые годы, максимально задействовать потенциал Евразийского экономического союза, а также повысить результативность и интенсивность работы внешнеэкономических ведомств по расширению присутствия на быстрорастущих и ёмких рынках стран Юго-Восточной Азии. Вместе с тем следует понимать, что выход на альтернативные рынки для Беларуси осложняется наличием комплексных экономических проблем. В частности, в сельскохозяйственном секторе остаётся так и нерешённой проблема повышения эффективности производства. Применение ресурсоёмких и энергоёмких технологий влечёт за собой удорожание продовольственной продукции и снижение её конкурентоспособности. Достаточно высоким остаётся риск ещё большего нарастания технологического отставания в сельскохозяйственной отрасли; имеющийся разрыв в сравнении с экономически развитыми странами оценивается специалистами отрасли в 10–15 лет.

В сложных экономических условиях поиск и формирование точек роста национальной экономики приобретает особое значение.


Принимая во внимание значительный (если не взрывной) рост грузового железнодорожного сообщения по направлению Китай — Европа — Китай, наличие высокого кредита доверия со стороны китайского политического руководства, открытых кредитных линий и фактически «безграничную» ёмкость (премиального) продовольственного рынка КНР, создаются все предпосылки для реализации такой возможности. Кроме того, существующий в Поднебесной высокий спрос на экологически чистые продукты, без использования ГМО, в первую очередь на детское питание, сухое молоко, бутилированную воду и др., предоставляет белорусским производителям дополнительные шансы на успех.

Обеспечение постоянного растущего населения КНР продуктами питания и вопросы его продовольственной безопасности являются одними из наиболее острых и сложных проблем для китайского руководства. Перенаселение и ограниченность обрабатываемых земель неоднократно становились причинами возникновения в стране сложных ситуаций, которые нередко завершались тяжёлыми социальными катаклизмами.

Экспорту продовольствия в Поднебесную способствует и положительное отношение китайцев к иностранным продуктам питания. Примечательными в данном разрезе являются результаты недавних соцопросов (проводятся на регулярной основе Академией общественных наук КНР): 55 % китайских потребителей не доверяют качеству местных продуктов. Плохая экология, гипертрофированное стремление локальных производителей к выгоде и отсутствие достаточного уровня контроля со стороны властей привели к серии громких скандалов, связанных с обнаруженными в продуктах китайского производства химикатами. Из-за этого средний класс предпочитает импортные товары, причём не только продукты питания, но и бытовую химию, детские товары, косметику, парфюмерию и технику.

Китайская Народная Республика является крупнейшим мировым импортёром продуктов питания, ежегодно закупая продовольственных товаров на многие десятки миллиардов долларов.

Отметим, что в 2018 году Китай сохранил статус крупнейшего потребителя продовольствия из России (более 2 млрд долларов), значительно увеличив объём закупок. Основными статьями экспорта в Китай для России остаются рыба и морепродукты.


Беларусь в 2018 году в экспорте сельхозпродукции и продуктов питания в Китайскую Народную Республику показала рост в 4,4 раза, достигнув показателя в 82,4 млн.

Драйвером роста и основой экспорта стала, в отличие от России, именно молочная продукция (186,5 тыс. т на сумму 60,5 млн). Рост данного вида поставок в денежном выражении произошёл в 9 раз, в натуральном выражении — в 13 раз (в 2018 году впервые организованы 4 полноконтейнерных поезда с молочной продукцией в Китай. Поставки шли из Минской и Могилёвской областей).

Отметим, что, несмотря на активные действия министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в направлении рынков АТР, объёмы поставок сельхозпродукции в страны дальней дуги (в частности, Китая) всё ещё не в полной мере раскрывают экспортный потенциал белорусских производителей.

Следует понимать, что международная практика экспортных операций с Китаем предусматривает приоритетное использование рыночных механизмов для проникновения и закрепления на рынке КНР, а также наличие у китайской администрации единых подходов по ведению и заключению внешнеторговых операций (сделок). Стоит учитывать постепенное насыщение продукцией собственного производства рынка основного импортёра белорусского продовольствия, Российской Федерации, и сложную ситуацию в сфере белорусского сельского хозяйства и продовольствия в целом.

В существующих макроэкономических условиях наращивание экспорта на рынки Юго-Восточной Азии и в первую очередь на китайский рынок является для Республики Беларусь критически важным. По оценкам экспертов, необходим именно комплексный и выверенный подход в маркетинге, логистике доставки, переориентации производственных мощностей под запросы китайского покупателя. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса — одно из главных условий социально-экономической стабильности общества и укрепления экономической безопасности.