За последние дни сразу несколько информационных ресурсов, оппозиционных официальному Минску, а также критически настроенных в отношении Союзного государства РФ и РБ, попытались натянуть Беларусь на украинскую мерку. Мол, на Украине и то хорошо, и это, а в Беларуси, ой, не так. Пробежимся по этим манипуляциям. 

Итак, первой под нашу критику попадает «Салідарнасць» с сенсационным материалом о том, что Украина догоняет Беларусь. 

1. «За последние несколько лет… поменялись многие правила игры. Экспортировать товары в Евросоюз стало проще, а в Россию труднее». Проще — понятие относительное. Домайданный уровень экспорта товаров в страны ЕС Украина смогла преодолеть только в 2018 году, т. е. спустя 3 года после того, как для неё авансом начали действовать нормы зоны свободной торговли, предусмотренные Соглашением об ассоциации. Экспортировать в Россию стало не труднее, а попросту невозможно, причём по целому ряду отраслей. Из-за этого доходы от экспорта в РФ колеблются в пределах 4–5 млрд долларов в год, т. е. примерно в 4 раза меньше, чем до Евромайдана. А укрепление СГ ведёт к тому, что закрывается возможность и серого экспорта через «белорусскую калитку». 


2. «Начали расти зарплаты: за прошедшие несколько лет минимальная зарплата резко повышалась два раза». Трубящие о повышении минимальных зарплат обычно забывают добавить, что это парное решение. Вместе с повышением правительство также принялось сокращать субсидии на оплату ЖКУ и социальные нормы потребления. Т. е. это не повышение, а уход от взаимозачётов в пользу «живых» денег. 

3. «Благодаря снижению налогов и пенсионной реформе заработки украинцев начали выходить из тени… около трети всей экономики соседней страны по-прежнему находится в тени». Это откровенная ложь. Выходят из тени они только в расчётах украинского Минэкономразвития. А согласно оценке МВФ, в тени продолжает находиться до 45 % экономики страны. 


4. «В результате валютной либерализации гривна начала расти по отношению к доллару. Как итог: в июне средняя зарплата в Украине составила уже 427 долларов!» А тут сразу две откровенных лжи. Гривна укрепляется, но не в результате либерализации. Во-первых, Минфин активно размещает гривенные ОВГЗ, что стимулирует приток валюты. Во-вторых, ещё больший приток идёт от украинских гастарбайтеров. В-третьих, летний период — традиционное время укрепления гривны, и считать по летнему курсу среднюю зарплату — дешёвая манипуляция. Начнётся отопительный период, и средняя з/п просядет до 380–400 долларов.  

Впрочем, вместо всех этих цитат и комментариев достаточно привести погодовое сравнение ВВП на душу населения в Беларуси и на Украине.


Т. е. даже Украине образца 2013 года не догнать по этому показателю Беларусь 2016 года, а ведь это для неё наиболее кризисный год текущего десятилетия. И даже в посткризисном 2009-м этот показатель был выше. Украина не догоняет Беларусь. Она пытается догнать себя 6-летней давности, но пока безуспешно. 

Телеграм-канал «Трыкатаж» в сравнении заходит с иной стороны. Оценивая недавние протесты в Москве, его редакторы утверждают, что «белоруский бунт будет ориентирован не на московский, а на киевский сценарий». 

Не существует никакого киевского или московского сценария, а равно и минского. Сценарий всегда один и тот же. С момента прихода к власти Виктора Януковича и до начала Евромайдана было как минимум две неудачных попытки раскачать ситуацию. Не говоря уже о том, что и сам Евромайдан не является цельным событием: Евромайдан конца 2013-го и Евромайдан начала 2014-го — разные события. 

Страна, социальный состав, силовики — всё это, конечно, важно. Однако более важным для успеха сценария является готовность политической элиты и бизнес-элиты сдать действующего руководителя и согласиться с кандидатурой нового главы государства, навязываемого внешними управляющими. Остальное вторично. 

Спикер Совета Республики Беларусь Михаил Мясникович в эфире телеканала ОНТ сделал достаточно громкое заявление, обвинив компании с участием российского капитала в выводе прибыли из Беларуси. При этом он отметил, что речь не идёт о нарушении законодательства, просто белорусскому руководству хотелось бы, чтобы «прибыль, которая заработана здесь, направлялась в первую очередь на развитие тех производств и мощностей, которые создают эту прибыль». Он добавил, что речь идёт о  «вопросах, которые исчисляются сотнями миллионов долларов». 

Впрочем, всегда необходимо рассматривать ситуацию в комплексе. А именно оценить, что происходит с прибылью, получаемой белорусскими компаниями на территории РФ: выводится ли она или же реинвестируется по месту нахождения производственных объектов. И уже затем садиться и вырабатывать некие общие критерии. Пока же следует признать, что заявление Мясниковича несколько политизировано.