Дизайн как профессия, сфера деятельности и индустрия в
современном массовом сознании прочно ассоциируется со сферой услуг и моды. В
лучшем случае люди вспоминают о дизайне интерьеров. Подобное отношение
передалось и в высокотехнологичные компании, которые, как отмечает в работе
«Инновации, направляемые дизайном» Роберто Верганти,
стали воспринимать дизайн как нечто маргинальное, особенно в сфере НИОКР. Тем не менее национальная
система дизайна, включающая в себя промышленный дизайн, является важным компонентом
современной экономики и технологичного производства с высокой добавленной
стоимостью. Без национальной системы дизайна сложно представить развитую
экономику.
Постсоветский промышленный дизайн находится в полуживом
состоянии, а едва сохранившаяся национальная система дизайна существует в
крайне фрагментированном виде. Проблему промышленного дизайна лучше всего
иллюстрирует ситуация деиндустриализации и деинтеллектуализации производства.
Важность развития промышленного дизайна заключается в том, что элементарно
невозможно ставить задачи по конкуренции российских товаров и услуг в мире, не
имея собственной школы и индустрии дизайна. Да и проблемы сохранения
национального престижа это тоже касается в полной мере.
Промышленный дизайн в индустриальном обществе и холодная война
Эпоха промышленного производства товаров обусловила
появление профессии дизайнера, самостоятельной дизайн-индустрии и национальных
школ дизайна. Для массового производства требовались новые проектные решения,
включающие в себя сложный комплекс инженерных, функциональных и эстетических
задач.
ХХ век, особенно вторая его половина, когда после Второй мировой войны старый мир в буквальном смысле лежал в руинах, стал веком промышленного дизайна. И капиталистическое, и социалистическое индустриальное общество, и общество изобилия на его базе оказались чрезвычайно плодотворными для создания и быстрого производства новых объектов, материалов и форм, доступных широким слоям населения. Но постиндустриальное и информационное общество не уменьшило значение промышленного дизайна, по крайней мере до тех пор, пока людям нужно жить, одеваться, питаться и передвигаться в реальном физическом пространстве.
В Советском Союзе само название «дизайн» стало широко употребляться только в конце 1980-х, когда появился Союз дизайнеров СССР (до этого использовались понятия технической эстетики, художественного проектирования и конструирования). Несмотря на все проблемы, часто связанные с невозможностью внедрения дизайн-проектов в реальное производство или слишком долгое время такого внедрения, на каком-то этапе своего существования советский дизайн был вполне конкурентоспособным с западным дизайном. Но главное, в рамках конкуренции двух находящихся в состоянии холодной войны глобальных систем была решена важнейшая задача по созданию собственной сбалансированной и контролируемой предметной и технической среды обитания.
Советская школа дизайна, конечно, не была идеальна и по
многим направлениям объективно уступала западной, но она давала СССР свои
преимущества для экономического и идеологического доминирования и развития в
мире.
Холодная война была войной «витрин», которые нужно было
наполнять реальными образцами своего превосходства над противником, а заодно
увеличивать благосостояние своих граждан.
Поражение СССР и последовавший за ним конец плановой
экономики, эпоха свободного рынка и капиталистической конкуренции стали
чрезвычайно болезненными для отечественного промышленного дизайна. Вместе со
всеми болезнями советской экономики был выплеснут и дизайн, что, впрочем, было
ещё не так заметно в тучные нулевые годы, «компенсировавшие» проблемы реального
производства существенным ростом потребления. Именно в это время складывается
устойчивая позиция насчёт того, что все товары вместе с дизайном можно в неограниченных
объёмах экспортировать из-за рубежа.
Парадокс российского дизайна заключается в том, что в системе общества потребления, в котором дизайн должен играть в том числе и важную маркетинговую роль, национальный дизайн оказался невостребованным и легко заменяемым. Конечно, никакого парадокса в этой ситуации нет, если речь идёт об обществе периферийного капитализма и периферийного потребления.
Промышленный дизайн в России: проблемы и вызовы
Исследование «Система промышленного
дизайна в России: инфраструктура, технологии, школы и практики деятельности»
было проведено в 2018 году компанией «Сетевые исследования» совместно с INRU по
результатам качественных интервью с экспертами из сферы промышленного дизайна,
имеющих опыт разработки и реализации проектов, связанных с проектной
деятельностью, образованием, а также реализации управленческих решений, имеющих
отраслевой характер. Работа продемонстрировала экспертные позиции по вопросам
потенциальных возможностей и рынков для прорывных проектов, текущего состояния
инфраструктуры, технологий, карьерных траекторий, школ и практик деятельности в
рамках отрасли, а также большой идеи и уникальности российского промышленного
дизайна. Особенный интерес в исследовании, конечно же, представляют проблемные
зоны, тем более что они обозначены профессиональным
сообществом изнутри текущей ситуации.
Большинство опрошенных экспертов сходится на том, что промышленного дизайна в России нет, потому что нет промышленности, а дизайн находится на стадии выживания. Сырьевой, периферийный и олигархический характер экономики, как отмечают эксперты, убивает любую конкуренцию. Культура российского бизнеса сформирована таким образом, что не видит в дизайне средство конкурентной борьбы. В отличие от западных корпораций, российские компании могут существовать без отделов дизайна. Все опрошенные эксперты подчёркивают нестабильный и низкий спрос на дизайн-услуги как со стороны крупного государственного бизнеса, так и мелкого частного. Более устойчивым потребителем называется средний бизнес, именно в этой категории заказчиков налаживаются постоянные отношения и клиентура, так как в ней выстроены маркетинговые процессы.
Всеми без исключения респондентами подчёркивается осознание
важности промышленного дизайна в развитых странах, в частности в США и Китае.
Дизайн, с точки зрения экспертов, является важнейшим
драйвером стимулирования потребления, с одной стороны, и критерием
производственной культуры, с другой. Сравнивая промышленный дизайн в КНР и
России, респонденты отмечают отставание отечественных технологий производства,
что ограничивает дизайн-проектирование. Возможности российских производителей,
таким образом, ненамного превышают возможности советского производства, которые были слабым звеном при реализации многих перспективных проектов. Сегодня
промышленный дизайнер воспринимается как художник, а не как проектант, из
дизайна исключается инженерная составляющая.
Результаты исследования приводят к выводу о том, что система
промышленного дизайна, которая включала бы научные школы, образовательные
центры, профессиональные объединения, систему конкурсов и поддержки, находится в
разрозненном состоянии, а система коммуникаций между профессиональным
сообществом, государством и частным бизнесом находится в зачаточном состоянии.
Взаимодействие с государственным заказчиком и крупным бизнесом системно и
институционально не налажено, нет инструментов продвижения ценностей дизайна у
потребителей и в обществе, в котором до сих пор существует негативное отношение
к продукту, произведённому в России.
Промышленный дизайн и реальные точки прорыва
Интересно, что 70 % опрошенных в исследовании экспертов
выражают следующую позицию: борьба за продвижение промышленного дизайна
становится борьбой за возрождение промышленности. Основная масса респондентов
тоже скептически высказывается о перспективах цифровой экономики, в которой
дизайну как сфере проектной деятельности нет места. Вместе с тем
такие прорывные сферы, как нейротехнологии, искусственный интеллект, квантовые
технологии, 3D-принтеры, технологии виртуальной реальности, не могут
существовать без целого спектра проектных дизайн-компетенций. С точки зрения
профессионального сообщества именно промышленный дизайн должен повысить
конкурентоспособность производимой продукции, вывести производство и
потребление на новый качественный уровень.
Проблема заключается не только в том, что российский
промышленный дизайн существует в условиях отсутствия производственной базы, но
и в отсутствии у него каких-либо значимых социальных функций. Сам дизайн, и об
этом тоже нужно сказать открыто, теряет человекоориентированность и относится
к человеку как к объекту потребления, что характерно для всего рынка
интеллектуальных услуг.
Развитие дизайна в качестве интегрированной в экономику на
уровне производства и потребления системы, таким образом, является одной из
задач развития и одновременно индикатором политики прогресса. Ключевой вопрос
развития заключается в том, хочет ли его на самом деле современное российское
общество?