Сегодняшний обзор мы хотели бы начать с нескольких комментариев к тезисам выступлений докладчиков на Belarus Future Unconference — 2019. Предметом внимания участников мероприятия стали прогнозы замедления роста ВВП в Беларуси. В качестве способа преодоления было предложено масштабное разгосударствление (т. е. не только приватизация, а фактически уход государства из экономики). Именно масштабное, эксперты критикуют даже половинчатый подход, выбранный руководством РБ. «Экономические власти страны хотят сохранить ту структуру экономики, которая существует сегодня, вкрапляя в неё что-то новое, по типу ПВТ, Китайско-белорусского индустриального парка, чтобы это стало точками роста [но это не сработает]», — полагает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Комментарий тут простой. То, что предлагают Дмитрий Крук и его единомышленники, — это не масштабное разгосударствление, а масштабная украинизация экономики Беларуси. Итак, почему нет:
1. Долгое время Беларусь находилась под международными санкциями, что негативным образом отразилось на её инвестиционном климате. Компенсировать недостаток инвестиций могло только государство. Причём одной рукой оно вкладывало средства в промышленные активы, а другой, путём заключения политических договорённостей, пыталось договориться о гарантиях будущего сбыта.
2. Многие белорусские предприятия ещё находятся в стадии модернизации. Либо же находятся в состоянии временного кризиса (цементная отрасль). Если государство сегодня уйдёт из экономики, это равноценно сдаче этих активов иностранным собственникам по остаточной балансовой стоимости, а также обнулению многолетних усилий и отказу от возврата вложенных средств. А это недопустимо.
3. Есть ещё и внешний контур — экономическая интеграция Беларуси в рамках ЕАЭС — те самые договорённости, причём меж- и надгосударственного уровня. Вместе с партнёрами по ЕАЭС они формируют экономическую реальность завтрашнего дня. Никто, кроме государства, этого не сделает, а значит и говорить не о чем.
Отметим также, что тема это не новая и периодически дискуссии по этому поводу в обществе возникают.
Хотя в данном случае речь шла даже не о приватизации (её необходимость и пределы хотя бы можно обсудить), а именно о полном сокращении роли государства в экономике.
Сразу два позитивных заявления о динамике белорусско-российских отношений прозвучали за последние дни, причём с обеих сторон. «У нас абсолютно нет никаких разногласий и проблем. Мы придерживаемся единой позиции по многим актуальным проблемным вопросам», — заявил глава МИД РБ Владимир Макей в ходе встречи со своим российским коллегой. «Несомненно, во взаимоотношениях России и Беларуси ещё есть вопросы, по которым не выработана согласованная позиция. Но позитивная динамика превалирует», — оценила ситуацию председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
По 30 % моментов, вызывающих разногласия, стороны договорились выработать общую позицию к 21 июня. До этой даты ещё 3
недели, а в оппозиционной белорусской прессе уже дым коромыслом, а чиновники,
если верить публикации
naviny.by, с трудом отбиваются от наседающих депутатов Анны Канопацкой и Елены
Анисим, требующих разглашения переговорных позиций. Очевидно, что это был бы
скорейший путь к срыву переговоров.
Как сообщает пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, президенты РФ и РБ уже встречались на саммите Высшего Евразийского экономического совета, однако не обсуждали вопрос компенсаций за загрязнение нефтепровода «Дружба». Похоже, что в этот раз все оперативные вопросы решает переговорная группа, а также главы правительств, а президентам оставят лишь церемониальные функции (зафиксировать готовое соглашение).
Между тем по состоянию на начало 29 мая Беларусь вернула России 163 тысячи тонн загрязнённой нефти. Судя по текущей динамике, скорость вытеснения — порядка 40 тысяч тонн в сутки, следовательно, полное вытеснение займёт месяц.