История отношений Рязанского княжества и Великого княжества Литовского в настоящий момент изучена крайне слабо.

Так уж получилось, что период наивысшего расцвета ВКЛ фактически совпал с годами правления наиболее известного рязанского князя Олега Ивановича. При Витовте Литва выходит к естественным границам рязанской земли. На роль собирателей русских земель рязанские князья никогда не претендовали, однако завоевательная политика ВКЛ серьёзно угрожала независимости княжества. Это заставило Олега Ивановича вступить в конфликт с Витовтом, закончившийся поражением рязанских войск.

Противостояние с Литвой изначально было проигрышным вариантом, поскольку малолюдное и измученное татарскими набегами Рязанское княжество не имело сил для борьбы с сильным и опытным противником. Кроме того, Олег Иванович в самом начале своего правления активно боролся с Москвой, что окончательно истощило и без того немногочисленные ресурсы княжества.


Единственное в настоящий момент серьёзное исследование по истории Рязани — «История Рязанского княжества» Дмитрия Иловайского. Безусловно, на данном этапе оно несколько устарело, однако по-прежнему является самым серьёзным источником по истории Рязанской земли.

В данной статье мы коротко рассмотрим общую историю Рязани, её конфликт с ВКЛ, а также вассальные отношения с Литвой.

Безусловно, многие выводы мне придётся делать самостоятельно, однако они будут основаны на тщательном изучении всех имеющихся в наличии источников.

Изначальная история Рязани

Рязанское княжество было единственным русским княжеством, уцелевшим почти в первозданном виде после монголо-татарского нашествия.

Изначально оно было уделом Черниговского княжества, однако достаточно быстро обрело независимость. Уже в 1129 году Ярослав Святославич сел на рязанский стол и стал основателем самостоятельной муромо-рязанской ветви Рюриковичей, правившей княжеством вплоть до окончательной потери независимости.

Отличительной особенностью рязанских князей было то, что они никогда не претендовали на первенство в Русской земле. Их всегда интересовали лишь внутренние вопросы собственных владений, а также их территориальные пределы.

Практически всю историю княжество пыталось освоить земли Дикого поля, однако не сильно преуспело в этом. Рязанские князья так и не построили укреплённую засечную линию от степных кочевников, поэтому периодически подвергались нашествиям орд сначала половцев, а потом и татар. В связи с этим южные пределы княжества всегда оставались малолюдными и полудикими, а их защита и заселение были головной болью рязанских владетелей.

После татарского погрома Рязань долгое время не могла оправиться. В скором времени ей был нанесён ещё один удар. Первый московский князь Даниил Александрович разбивает рязанскую рать под Переяславлем-Рязанским и берёт в плен князя Константина. После этого он забирает у рязанцев многие земли с городами Коломной и Лопасней. При Олеге Ивановиче делаются попытки их отбить, однако не увенчиваются успехом.

Вплоть до 70-х гг. XIV века в Рязани ничего интересного не происходит. Её князья ездят на поклон в Орду, иногда там гибнут, отражают мелкие набеги татарских ханов, а также конфликтуют между собой.

О каких-то контактах с Литвой этого периода сведений в настоящий момент нет. Собственно, лишь при Ольгерде и Витовте литовцы вышли к пределам Рязанского княжества. Главным соседом рязанцев на западе выступают слабые Верховские княжества, с которыми они периодически вступают в союз для борьбы со степными кочевниками.

Олег Иванович

Олег Иванович был первым и единственным харизматичным князем Рязанской земли.

Известно, что рязанский князь сел на отцовский стол в достаточно юном возрасте, когда основные обязанности на себя возлагают ближние бояре. Тем не менее уже в скором времени он берёт на себя бразды правления, а в 1353 году решается на войну с Московским княжеством. Его войска «изгоном», т. е. внезапно, захватывают бывший рязанский город Лопасню. Будучи по природе своей миролюбивым, московский князь Иван Иванович во всём уступает рязанскому князю, после чего конфликт на долгое время затухает.

Первые годы правления Дмитрия Ивановича, позже прозванного Донским, Олег Иванович воюет с татарами. В 1365 году он наносит поражение татарскому князю Тагаю, который совершил большой набег на рязанские земли.


Первый известный конфликт с Литвой у Рязанского княжества случается в 1370 году. Олег Иванович посылает свои полки на помощь московскому князю против Ольгерда. Впрочем, уже в следующем году он разрывает отношения с Дмитрием Ивановичем и начинает против него большую войну.

Любопытно, что при достаточно жёсткой конфронтации с Москвой Олег не пытается искать союза с Литвой подобно Михаилу Тверскому. Он во всех случаях действует самостоятельно. Первая договорная грамота Москвы с Ольгердом в 1372 году упоминает рязанского князя в качестве сторонника Москвы, а вторая — в качестве третейского судьи в спорных вопросах между Москвой и Тверью.

К сожалению, остаётся открытым вопрос об отношениях Олега с Ягайло в период подготовки решающего столкновения Дмитрия Ивановича с татарами. Как известно, литовское войско шло на помощь Мамаю через рязанские земли. Очевидно, что при особом желании рязанский князь мог помочь литовцам успеть вовремя, однако какие-то обстоятельства этому помешали. Во всяком случае, летописец сохранил нам слова Ягайло по поводу Олега Ивановича: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима, ныне же почто в безумие впадох». Очевидно, что литовский князь считал рязанского князя виновником поражения Мамая в Куликовской битве.

С тех самых пор Рязань и Литва в союз при Олеге Ивановиче уже не вступают. Более того, при Витовте они становятся злейшими врагами.

Главный конфликт у Рязани с Литвой случается в конце XIV столетия, когда Витовт завоёвывает Смоленское княжество.

Уже осенью 1395 года, способствуя усилиям смоленского князя Юрия, женатого на дочери Ольгерда, вернуть себе отцовский стол, рязанская рать с князьями пронскими, муромскими и козельскими отправляется в пределы Литвы. Одновременно Витовт опустошает рязанские окраины.

В 1396 году Олег Иванович неудачно осаждает город Любутск, а Витовт вторгается в Рязанское княжество и, по словам летописца, «проливает рязанскую кровь, как воду».

Следующие 3 года соперники собираются с силами, однако литовская рать гибнет в бою с татарами под Ворсклой. Это даёт существенное преимущество Олегу, который в 1400 году помогает своему зятю захватить Смоленск. Витовт пробует отбить город, но терпит неудачу.

Решающее сражение между рязанцами и литовцами происходит в 1402 году под Любутском. Сын Олега, Родослав, терпит поражение и попадает в плен. Огорчённый неудачей, Олег Иванович в скором времени умирает.

Необычная война, которую вёл Олег Иванович с Литвой, уповая лишь на собственные силы, заканчивается разгромом Рязани. Очевидно, что вызвана она была стремлением не только помочь смоленским князьям, но и положить предел распространению литовского влияния. После смерти Олега всякая власть Рязани над Верховскими княжествами утрачивается, спорная территория переходит к литовским князьям, которые владеют ею до конца XV столетия.

От Фёдора Ольговича до Ивана Ивановича

Преемники Олега Ивановича даже не делали попыток противопоставить себя Литве.

Князь Фёдор Ольгович заключает «ряд» с московским князем Василием Дмитриевичем, согласно которому все отношения с Витовтом идут через Москву. Отныне и до самой потери рязанской независимости Рязань находится по отношению к московскому князю в роли младшего князя.

Около 1427 года рязанский князь Иван Фёдорович заключает с Витовтом договор, в котором называет его Господарем и просит взять к себе на службу. Князь обещает «быть с ним заодно на всякого» и просит оборонять его от внешних нападений. Интересно, что при этом московский князь Василий Васильевич называется внуком Витовта, с которым Рязани предстоит договариваться «по старине».

В 1430 году Иван Фёдорович гостит у Витовта вместе со многими другими русскими князьями. Год смерти Витовта вообще можно назвать вершиной могущества Литвы. Ближние князья ходят у неё в вассалах, наиболее могущественный соперник — Москва — связан родственными узами.

Вассальные отношения с Литвой не делают рязанцев врагами Москвы. Более того, после смерти Витовта Рязанское княжество полностью возвращается к союзу с московскими князьями. В договоре 1449 года с Казимиром московский князь призывает Литву «не обижать своего младшего брата Ивана Фёдоровича».

В 1456 году, чтобы уладить порубежные споры, в Рязань прибывает посольство из Литвы во главе с Василием Хребтовичем. В том же году князь Иван Фёдорович умирает, а в города его Василий Тёмный посылает своих наместников.

Иван Иванович и бегство в Литву

После 1456 года Рязанское княжество фактически теряет свою независимость. Рязанские князья ещё правят, однако уже согласовывают все свои шаги с московскими князьями.

Любопытно, что Иван III, присоединивший к Москве почти все русские княжества, сохранил Рязани тень независимости. Более того, его сын Василий III также вплоть до 1520 года не делает попыток окончательно ликвидировать рязанскую самостоятельность.

Последний рязанский князь Иван Иванович по каким-то одному ему известным мотивам пытается поиграть с Москвой в независимость. Никаких условий для этого у него не было. Рязанцы уже привыкли быть фактической частью общерусского государства, большинство бояр также не рассматривало рязанскую самостийность всерьёз. Поэтому попытки Ивана Ивановича заключить тайный союз с крымским ханом и Сигизмундом заканчиваются вызовом в Москву и арестом.

В 1521 году, воспользовавшись походом крымских татар на Москву, рязанский князь совершает побег из заключения. Сначала он пытается поднять против московских войск собственное княжество, но терпит неудачу. После этого он собирает верных бояр и дружину, чтобы уйти в Литву.

В Литве рязанский князь получает от Сигизмунда в пожизненное владение местечко Стоклишки. Описание его жизни в ВКЛ содержится в труде Иловайского. Рязанский князь живёт подобно иным литовским феодалам: воюет с соседями, грабит местных евреев, а также бесконечно судится со шляхтой. Его смерть наступает примерно в 1534 году.

Таким образом, Рязань практически бескровно входит в состав единого Московского государства. В немалой степени это связано с тем, что на 1520 год рязанцы уже не ощущали никакой потребности в существовании независимого княжества.