В конце прошлой недели в отношениях Беларуси и РФ в очередной раз всплыла тема нефти. Однако в этот раз дело касалось не налогового манёвра, не запрета на реэкспорт российской нефти на Украину и даже не тарифа на транзит нефти через белорусский участок нефтепровода «Дружба». В Беларуси заявили об ухудшении качества нефти, поставляемой на белорусские НПЗ.
«По нефтепроводу из Российской Федерации поступает нефть с содержанием хлорорганических соединений, превышающих в десятки раз предельные значения по стандарту», — заявила пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко 19 апреля. Она уточнила, что был произведён отбор образцов нефти, поступающих со стороны РФ, и что этот отбор производился в присутствии представителя компании «Транснефть» в Беларуси.
Пресс-секретарь выразила опасение по поводу возможного нарушения технологических режимов работы НПЗ (в случае переработки нефти с таким количеством указанных примесей). Уже спустя 3 дня её слова подтвердились. Пресс-служба Мозырского НПЗ сообщила: «Плохое качество перерабатываемого сырья сказалось на работе оборудования... На установке ЛК6У № 2 секции С-100 выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника ХК-105, состоящего из шести секций. Ремонтно-механическое производство предприятия произвело демонтаж указанного оборудования и приступило к ремонту. Предварительное комиссионное обследование установило признаки коррозионного разрушения теплообменных трубок». Более точная информация (стоимость ремонта или замены оборудования, сроки его замены, вероятный ущерб работе НПЗ и т. п.) пока неизвестна. Есть лишь предварительная оценка. «Отдельные пробы показывали превышение содержания хлорорганических соединений в 100 раз. Опасность этих соединений заключается в их высокой коррозионной агрессивности, также возможна забивка отдельного теплообменного оборудования и отравление дорогостоящей катализаторной системы. Исходя из уникальности оборудования, его ремонт будет занимать от полугода и больше. Если говорить о денежном выражении, то это как минимум десятки миллионов долларов, ущерб может исчисляться многими сотнями миллионов долларов», — рассказал председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.
Кроме предварительной оценки, в «Белнефтехиме» 21 апреля заявили о временном ограничении экспортных поставок. На Украине уже отреагировали на это ростом цен на АЗС на 0,3–0,6 грн./л, ведь экспорт моторного топлива российского производства на прошлой неделе попал под запрет. А теперь оказывается, что и белорусского топлива некоторое время не будет (Украина получает бензин и дизтопливо именно с Мозырского НПЗ, поскольку он расположен практически у белорусско-украинской границы).
Впрочем, в компании «Транснефть» в свою очередь заявили, что не прекращали поставку нефти в республику. «У нас существует договор с белорусскими коллегами на прокачку и поставку нефти. В рамках этого договора есть методика, определяющая, какие действия необходимо совершать в случае изменения качества нефти», — пояснил советник президента компании Игорь Демин.
Гендиректор «Гомельтранснефть Дружба» (белорусский участок нефтепровода) уточнил, что ожидать поставок качественной нефти на НПЗ следует примерно к концу апреля: «Российский партнёр подтвердил факт нарушения двусторонним актом. Документ подписан 19 апреля. Источник загрязнения обнаружен. Загрязнённая нефть находится на участке Самара — Унеча, это более 1,4 тыс. км. По нашим оценкам, белорусские НПЗ получат качественную нефть не ранее чем через 8–10 дней». Причём сегодня в Беларуси находится порядка 700 тыс. тонн загрязнённой нефти, которая, вероятно, будет возвращена в Россию реверсом.
Последовательность действий и механизм компенсаций уже согласовываются. Уже завтра представители «Белнефтехим» и «Транснефть» будут обсуждать эти вопросы.
Оппозиционные белорусские СМИ в создавшейся ситуации сумели лишь подтвердить свою одномерность. В частности, ТГ-канал «Беларусь головного мозга» поспешил окрестить ситуацию «новой нефтяной войной с Россией».
Но раз уж так хочется вернуться к «войнам» — вернёмся. Эксперты Sberbank CIB озвучили свой прогноз роста ВВП Беларуси на текущий год. По их оценке, он замедлится с 3 % до 2,2 %. Т. е. все текущие разногласия они не считают рисковым фактором, который мог бы привести к рецессии: «Мы прогнозируем некоторое улучшение динамики во втором полугодии 2019 года (к этому времени российско-белорусские разногласия, скорее всего, будут урегулированы)».