Последние несколько недель в зарубежных СМИ широко обсуждается проект «Северный поток — 2», а вернее активизация попыток США помешать его реализации. 11 декабря палата представителей Конгресса США одобрила резолюцию, осуждающую строительство газопровода.


Как сообщает агентство Bloomberg, эта «в значительной степени символическая резолюция выражает протест против газопровода "Северный поток — 2", проекта "Газпрома" стоимостью 11 млрд долларов. Высказываются опасения, что этот проект усилит контроль Кремля над поставками энергоносителей в Европу». В резолюции говорится, что трубопровод является «радикальным шагом назад для европейской энергетической безопасности и интересов Соединённых Штатов», а также содержится призыв европейским правительствам отказаться от проекта. Она также призывает президента Дональда Трампа «использовать все доступные средства для поддержки энергетической безопасности Европы».

Хотя резолюция не имеет обязательной силы, она подчёркивает растущую оппозицию Конгресса российскому проекту. Администрация Трампа рассматривает возможное введение санкций против европейских компаний, участвующих в проекте. Среди прочих в «Северном потоке — 2» задействованы Engie SA и Royal Dutch Shell Plc. «Этот газопровод является одним из нескольких российских проектов, которые обходят Украину и дают крупнейшему мировому производителю газа прямой доступ к европейским рынкам».


После этого, как сообщает Reuters, помощник министра энергетики США Фрэнсис Фаннон сказал, что  «европейские усилия, направленные на то, чтобы Россия продолжала поставлять газ через Украину после открытия газопровода "Северный поток — 2" через Балтийское море, бесполезны». Вместе с тем Reuters также пишет о том, что «Германия, основной бенефициар и пункт назначения трубопровода, заявляет, что получила обещание президента Владимира Путина, что Россия будет поддерживать поставки газа через Украину». Однако «Вашингтон и другие противники трубопровода, который со следующего года удвоит пропускную способность уже существующего "Северного потока — 1", опасаются, что это лишит Украину важных доходов от транзита газа».

Как заявил Фрэнсис Фаннон, «действия России против Украины в Керченском проливе показывают, что ей нельзя доверять». Он также предупредил, что, «если объёмы транзита газа через Украину упадут, это со временем ухудшит инфраструктуру трубопровода и нанесёт ущерб энергетической безопасности континента». Напомним, что Европа в настоящее время получает большую часть своих поставок через Украину.

На следующий день, 13 декабря, Европейский парламент принял резолюцию об отмене проекта «Северный поток — 2».


Как отмечает S&P Global, «данная резолюция не имеет юридической силы, однако усиливает давнюю оппозицию парламента тому, что он считает политическим проектом, призванным подорвать позицию Украины как ключевого партнёра России по транзиту газа для ЕС».


Министр экономики Германии Питер Альтмайер заявил агентству Reuters, что, по его мнению, можно продолжать строительство «Северного потока — 2», не нарушая при этом интересы Украины. Он также отметил, что Берлин ведёт переговоры о диверсификации поставок сжиженного природного газа.

«Лично я считаю, что этот проект может быть оправдан, если в то же время будут сохранены жизненно важные интересы Украины», — заявил он в интервью 14 декабря. «Мы не уменьшим зависимость от России, если уничтожим газопровод "Северный поток — 2", а потом будем получать газ из России через другие газопроводы, — отметил министр. — Большая независимость возможна только в том случае, если в дополнение к долгосрочным поставкам газа мы также создадим инфраструктуру для СПГ (сжиженный природный газ) в Германии». Вашингтон заявляет, что СПГ, поставляемый американскими компаниями, является альтернативой российскому газу. Альтмайер сообщил, что члены правительства Германии согласны создать инфраструктуру для импорта СПГ в ближайшее время и сейчас ведут переговоры с частными инвесторами.


С другой стороны, строительство такой инфраструктуры пока следует рассматривать как уступку давлению США. Ангела Меркель как бы возвращает Трампу его слова «И не говори, что я тебе ничего не даю». Ведь и отказываться от «Северного потока — 2» Германия не торопится.


Напоследок отметим, что ничего нового в этом направлении не происходит вот уже лет 50. Всё те же угрозы санкций от США в отношении европейских компаний, участвующих в строительстве трубопроводной инфраструктуры для поставки углеводородов из России/СССР в Европу/ЕС.


Что же до Украины, где наблюдается некоторая необоснованная ажитация в отношении украинско-американского «партнёрства» против строительства «Северного потока — 2», то вынуждены разочаровать наших соседей. Американцы борются совсем не за украинские, а за собственные интересы. По планам, к концу десятилетия США достроят мощности по сжижению газа, и им нужны гарантии сбыта. Поэтому всё, что США удастся (если удастся) выгрызть у «Газпрома» в Европе, будет заполнено их газом. Что автоматически будет означать снижение прокачки по украинскому маршруту.

Дополнительным же доказательством того, что дело именно в газе, а не в маршрутах его доставки в Европу, может служить ещё одно обстоятельство. США сражаются не только с «Северным потоком — 2», но и с российским СПГ. В частности, на критику нарвалась норвежская транспортная компания Tschudi, которая обеспечивает логистическую поддержку операций по STS (ship-to-ship — перекачка СПГ с корабля на корабль) для российской «Новатэк». В Госдепе США посетовали, что доля «российского газа становится всё больше в энергетическом импорте Европы, его дополнительные объёмы подорвут усилия ЕС по энергетической диверсификации». И министерство нефти и энергетики Норвегии даже было вынуждено вступить в полемику по этому поводу.