Вспоминать о Победе только на День Победы и ещё в несколько дат вроде 22 июня — удел роботов. Человек, если совесть у него не заснула окончательно, просто не может автоматически утром вспоминать, а потом вечером забывать о газовых «банях», о казнях заложников, о собаках, которые живьём разрывали на части заключённых Освенцима… Вот как об этом можно забыть?

Забывают об этом чаще всего те, кто никогда этого и не знал. А не узнал потому, что тот, кто обязан был рассказать, не нашёл нужных слов, не нашёл времени. Наши идеологи и «политруки» иногда поражают огнём в глазах и хорошим знанием истории. А иногда поражают своей серостью и топорными методами. Соберут студентов или сотрудников своего предприятия и жёстко прикажут надеть какой-нибудь значок либо ленточку в честь Дня Победы. Грозят депремированием, если кто-то не согласится. Я такие вещи наблюдал лично. Как горько было это видеть и слышать. Вместо искренней народной памяти навязывается какая-то показуха.

А объединяет-то нас именно народная память. Когда в Минске азербайджанцу, торговцу фруктами, в первые дни мая говоришь: «С наступающим вас!», он тут же понимает, о чём речь. Молчит несколько секунд, а потом отвечает: «Да, дорогой, сколько же они тогда людей погубили. Но их Бог наказал потом! Мы их победили». И сразу понимаешь, что эта история для нас как общий код. Потому этот код и пытаются поломать, обесценить, набрасываются на эти гвардейские или георгиевские ленточки. Мол, это символ некоего российского империализма. А вот для деда-торговца из Закавказья — это вообще ни разу никакой не империализм. Это стоптанные солдатские сапоги, которые прошли сотни километров. Растоптали национал-социализм и разрушили логово зверя. Именно зверя, а не человека. До сих пор трудно поверить, что такое могло произойти, что люди способны на такой сатанизм. Даже в те времена не все могли поверить. Журналист Александр Верт, собкор Би-би-си и других британских медиа, пробыл почти всю войну на советских фронтах. Когда он вместе с Красной армией дошёл до одного из концлагерей и описал увиденное, редакция в Англии далеко не сразу опубликовала материал. Ну не укладывался в сознании людей нарратив о гитлеровских зверствах.

Но нужно постараться, чтобы укладывался. Ведь это же не история сугубо советского народа или сугубо холокоста. Это вещи, важные для всего мира. Их должны знать абсолютно все. Иначе всё зря: смерти советских солдат, многочасовые смены у станков в тылу, долгие и сложные суды в Нюрнберге… Память о войне и Победе — это не просто нечто объединяющее, это средство для того, чтобы оставаться людьми.